$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

КОДЕКС ЖДУТ ПЕРЕМЕНЫ©

27.09.2013

Нормативная база Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана включает союзный Таможенный кодекс, а также еще 24 международных договора и 50 решений Комиссии ТС и ЕЭК. Эта система достаточно сложна и нуждается в упрощении, заявила на конференции в Минске заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской Экономической Комиссии Наталья ЗУБИК, представлявшая новации и поправки в ТК ТС.

Практически все перечисленные документы были приняты в слишком короткий для нормотворческого процесса срок. Между тем законодательство должно было учесть интересы бизнеса трех стран. Поэтому вопрос совершенствования таможенного законодательства ТС встал практически с начала его применения. В частности, об изменениях в ТК ТС заговорили уже в 2011 г. Созданная для этого рабочая группа рассмотрела около 700 поправок в ТК, из которых в итоге согласовано 400. Проект предусматривает 3 блока поправок более чем в 230 статей, затрагивающих почти все правоотношения, регулируемые ТК. Первый блок касается комплексных, тематических поправок, второй — уточняет нормы действующего ТК и устраняет проблемы, выявленные в процессе правоприменительной практики, а третий содержит поправки, направленные на дальнейшую кодификацию таможенного законодательства.

К комплексным поправкам Н.Зубик отнесла вносимые в ТК дополнения, касающиеся антидемпинговых и компенсационных мер.

Второй блок поправок наиболее объемный. Так, проектом определены вопросы солидарной обязанности уплаты таможенных платежей таможенным представителем, исключается национальный сегмент регулирования. Расширен общий перечень оснований для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, предусмотренных ст. 80 ТК. В частности, эта обязанность будет прекращаться при задержании таможенными органами товаров в соответствии с главой 21 ТК в отношении тех обязанностей, которые возникли до задержания товара, а также в случае помещения под одну из таможенных процедур товаров, являющихся орудием или средством совершения преступления или правонарушения, в отношении которых было принято решение об их возврате.

Национальным законодательством может быть предусмотрено право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела (в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли) не только юридическим лицам, но и индивидуальным предпринимателям.

Ряд упрощений коснется таможенного перевозчика. В частности, подтвердить этот статус можно будет исходя из сведений, содержащихся в информационных системах таможенных органов, без представления им свидетельства о включении в реестр.

Ряд поправок коснется принятия таможенными органами классификационных решений и предоставления обеспечения таможенных платежей. В ТК вводится норма, позволяющая принимать таможенным органам решения о классификации товаров, которые перемещаются через таможенную границу ТС в несобранном или разобранном виде, в т.ч. в некомплектном или незавершенном виде. Такие решения будут обязательны при таможенном декларировании товаров в государстве — члене ТС таможенным органом, которому они выданы. Но такие классификационные решения будут приниматься в других государствах — членах ТС при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита. Это сократит и упростит процедуру их таможенного оформления, т.к. их можно будет задекларировать единым кодом ТН ВЭД ТС.

Помочь субъектам ВЭД призваны поправки, касающиеся возможности предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов несколькими способами одновременно: например, денежный депозит и банковская гарантия. Кроме того, можно будет изменять способ обеспечения даже после его принятия таможенным органом.

Планируется усовершенствовать таможенные операции и технологии. Например, таможенному перевозчику предоставляется право при прибытии на таможенную территорию ТС заявлять сведения о соблюдении запретов и ограничений в отношении перевозимых товаров без подтверждения их соответствующими документами, если у таможенного органа в пункте пропуска будет доступ к информационным ресурсам органа, в котором выдают такие документы. Для убытия товаров с таможенной территории ТС будет предусмотрено предоставление не только оригинала экземпляра таможенной декларации, но и ее заверенной копии. Предварительная информация сможет использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений этой информации в документах, используемых в качестве транзитной декларации. Сокращается количество документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, — из перечня исключается документ, подтверждающий соблюдение валютного законодательства в области валютного контроля (паспорт сделки).

Унифицированы подходы к неполному и периодическому таможенному декларированию, которые в настоящее время регулируются национальным законодательством. Появится возможность для осуществления автоматического выпуска товаров или автоматического отказа от регистрации декларации.

Совершенствуется и институт предварительного декларирования. Подать таможенную декларацию можно будет не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию ТС, но и до их доставки в определенное место. Предполагается предусмотреть возможность потоварного выпуска товаров, чтобы таможенный орган не задерживал всю партию и мог разрешить выпуск того товара, в отношении которого соблюдены необходимые условия.

Время регистрации таможенной декларации будет сокращено с 2 до 1 часа, время выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к международной перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями — с 3 до 2 дней. В свою очередь с 1 часа до 3 увеличивается срок подачи перевозчиком таможенному органу документов, необходимых для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а срок обращения за возвратом денежных средств, полученных от реализации задержанных товаров, — с 3 месяцев до 3 лет.

Много поправок вносится в главу 32 ТК «Таможенный транзит». В частности, планируется регламентировать особенности таможенного транзита в отношении товаров государств — членов ТС, перевозимых через территорию третьих стран, в т.ч. ввести дополнительное требование предоставления при этом обеспечения уплаты таможенных пошлин. Оно будет предоставляться, если государством, на территории которого товары помещаются под таможенный транзит, в отношении таких товаров установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Кроме того, придется предоставлять обеспечение уплаты специальных антидемпинговых пошлин в тех случаях, которые будут определены решением КТС.

Особо Н.Зубик выделила процедуру временного ввоза. В проекте предусмотрена возможность использования временно ввезенного товара с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин на всей территории ТС, а не только в стране, где товары были оформлены, как сейчас.

По мнению Н.Зубик, несмотря на объемность перечисленных поправок, они существенно не изменяют действующее законодательство. Более глобальным является третий блок поправок, направленный на дальнейшую систематизацию и кодификацию таможенного законодательства. Он включает положения международных договоров в сфере таможенного дела. Подготовленный проект не упростит таможенные формальности и не сократит имеющиеся административные барьеры, что уже не первый год ожидают представители бизнеса. Зато он позволит очистить ТК от коллизий и технических ошибок, а потому станет основой для дальнейшего совершенствования таможенного законодательства. В целом пересмотру подлежат 32 соглашения, еще ряд соглашений следует отменить. Впрочем, до вступления в силу поправок пройдет еще немало времени — процесс подписания международных соглашений не так прост.
 
Татьяна Абрамович