Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты
22.03.2018 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кодекс об образовании сориентируют на запросы экономики

Новая редакция Кодекса Республики Беларусь об образовании внесена в правительство для предварительного рассмотрения – об этом сообщил 21 марта в ходе онлайн-конференции БЕЛТА министр образования Игорь Карпенко. Затем этот документ поступит в Палату представителей.

Напомним, что Кодекс об образовании вступил в действие 1.09.2011 г. Это был один из удачных примеров кодификации законодательства в Беларуси.

Однако со временем появилась необходимость его корректировки, и в феврале прошлого года Министерство образования обнародовало проект новой редакции Кодекса. Предполагалось, что его после общественного обсуждения доработают и примерно в конце июня отправят в Палату представителей.

В соответствии с опубликованным документом планировалось расширить полномочия школ и закрепить за органами местной власти право контролировать качество образования. Обсуждался в связи со вступлением в Болонский процесс вопрос создания независимого агентства контроля качества образования и даже рассматривалась возможность возврата к ранее существовавшей практике выборности ректоров. По крайней мере, в проект была включена норма о выдвижении нескольких кандидатур на эту должность.

Депутаты, работающие в Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, неоднократно заявляли, что документ «вот-вот поступит», однако правительство не внесло его ни в июне, ни даже в декабре 2017 года.

И вот, наконец, появилась информация о том, что работа над проектом приближается к финишу. Остались ли в новом варианте предлагаемые ранее новации, министр не сообщил, лишь отметил, что работа над ним ведется совместно с депутатами профильной парламентской комиссии. Поскольку за последнее время правительство анонсировало ряд изменений в системе образования, то о них в первую очередь и говорил министр.

Так, система образования станет больше ориентироваться на запросы экономики. По словам Игоря Карпенко, Министерству экономики в соответствии с постановлением Совмина от 28.12.2017 № 1016 «О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах» предстоит ежегодно разрабатывать демографический прогноз на пять лет по стране, областям и Минску, а Минтруда и соцзащиты – прогноз баланса трудовых ресурсов. Будет сформирована потребность в кадрах на пять лет. На основе этих данных смогут рассчитать контрольные цифры приема в вузы, ссузы и ПТУ.

Сокращать количество вузов в Беларуси в ближайшее время не планируется. Будет лишь сокращаться количество специальностей, направлений специальностей, не соответствующих основному профилю конкретного вуза, предстоит отказаться от дублирования подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах. Минобразования займется также оптимизацией филиалов вузов.

Уже в текущем году сократят примерно на 10% набор на экономические и юридические специальности, поскольку у обладателей таких дипломов возникают проблемы с трудоустройством, а вот на ИT-специальности – увеличат.

Назвал министр и несколько новых специальностей, которые появятся в вузах в этом году. Так, в БНТУ открывается прием на «эксплуатацию интеллектуальных транспортных систем на автомобильном и городском транспорте» и «разработку месторождений полезных ископаемых», в Брестском государственном техническом университете – на «экономику электронного бизнеса», в БГЭУ – на «рекламную деятельность».

Будет сохранена возможность обучаться на заочной форме за счет средств республиканского бюджета для отдельных категорий граждан. Хотя предложения о переводе заочного обучения полностью на платную основу обсуждались. Возможно, признал министр, количество студентов-платников будет расширяться.

Остановился Игорь Карпенко и на новациях, которые ожидают общеобразовательные школы. Так, «форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме поступления в высшее учебное заведение» – этот вопрос белорусские специалисты уже прорабатывают. По завершении обучения в 9 классе школьников ожидает независимая аттестация. Предполагается, что это произойдет после полного перехода на обновленный типовой учебный план общего среднего образования в 2019/2020 учебном году. Сохранятся профильные и базовые классы. Причем зачислять в профильные классы будут по итогам независимой аттестации. Кто не пройдет отбор – сможет продолжить обучение в базовом классе, в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования.

Понятно, что министру задали вопросы и об отмене вступительных экзаменов в пятый класс гимназий в соответствии с Указом Президента от 25.01.2018 № 30. Кстати, судя по отзывам на интернет-форумах, родителей гимназистов также беспокоит возможность сокращения уроков  иностранного языка.

Никто не собирается исключать эти дополнительные два часа из учебного плана гимназий, заверил Игорь Карпенко. Более того, для создания равных условий министерство планирует предоставить возможность средним школам отводить пять часов на изучение иностранного языка в 5−7-х классах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений