Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кодекс должен быть понятен всем

Проект отправлен на доработку Завершить доработку нового Таможенного кодекса Беларуси (ТК) в течение ближайших двух недель поручил Президент, сообщила пресс-служба главы государства, рассказывая об итогах рабочего совещания по вопросам деятельности т...
Проект отправлен на доработку

Завершить доработку нового Таможенного кодекса Беларуси (ТК) в течение ближайших двух недель поручил Президент, сообщила пресс-служба главы государства, рассказывая об итогах рабочего совещания по вопросам деятельности таможенных органов, состоявшегося на прошлой неделе.

Документ, над которым специалисты работают уже второй год, должен будет заменить устаревший нормативный акт, уже не соответствующий современным параметрам. Так, например, наличие в нем множества отсылочных норм вынудило ГТК издать в общей сложности более 900 инструкций, в которых не в состоянии разобраться простой участник ВЭД. Разработчики обещают, что новый вариант ТК будет содержать минимум отсылочных норм. После того, как документ будет принят, ГТК сможет издавать инструкции только технического характера, касающиеся его внутренней деятельности.

На эту особенность проекта ТК обращало внимание и правительство, обсуждая накануне его содержание на заседании президиума Совмина. "Этот документ должен быть всем понятен, в нем необходимо учесть все интересы и дать конкретные ответы на все вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности", - оценил его глава правительства и отправил на доработку.

Правда, речь не идет о том, что подзаконные акты, регулирующие ВЭД, исчезнут вообще. Их наличие- объективная необходимость, отметил глава ГТК Александр Шпилевский.

Главная задача новой редакции ТК - ощутимо упростить осуществление транзитных перевозок по территории Беларуси. Для этого в проекте предусмотрены два существенных нововведения. Во-первых, изложен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевозчика на границе, что лишит таможенного инспектора возможности заниматься произволом, прокомментировал нормы нового ТК заместитель председателя ГТК Владимир Гошин. Он отметил также, что в нормативном акте максимально прописаны права и обязанности обеих сторон: и таможенных органов, и субъектов хозяйствования. Кроме того, в проекте приводится порядок обжалования действий таможенных органов, если субъект хозяйствования с ними не согласен. Это означает, что можно обращаться не только в ГТК, но и в суд. Предусмотрен к тому же порядок возмещения ущерба, если он будет нанесен субъекту хозяйствования.

Во-вторых, будет упрощена процедура досмотра. Он станет выборочным и для его проведения понадобится обоснованное письменное разрешение. Инспектор должен получить указание "от уполномоченного лица", что машина определенного перевозчика или фирмы, которые имеют нарушения, подлежит обязательному досмотру. Все остальные могут быть досмотрены только в том случае, если выявлены несоответствия в документах или сорвана пломба, например. Держать машину несколько дней инспектор также не сможет.

По принципиальным вопросам ТК Беларуси приведен в соответствие с аналогичным российским документом на 80%, обращают внимание разработчики. Отличия сохраняться только на уровне местного законодательства. Например, в Беларуси валютный контроль осуществляют таможенные органы и Комитет госконтроля, а в России это называется таможенно-банковским контролем, и его ведут только таможенные органы, рассказал заместитель председателя комитета. Или еще: в России есть две процедуры транзита - внутренняя и международная. Наши эксперты их изучили, но большой разницы между ними не нашли, поэтому сохранили для Беларуси одну процедуру транзита. "В таких мелких нюансах и набегает порядка 15-20% расхождений с российским законодательством. Но основные принципы и подходы у нас абсолютно одинаковые", - подчеркнул Владимир Гошин. По словам представителя ГТК, разработка нового кодекса продиктована самой жизнью. Практика показывает, что "местами законодательство входит в противоречие и не способствует развитию экспорта и импорта", поэтому подходы в осуществлении таможенного дела надо менять.

Екатерина МОРОЗ