$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Книжный бизнес: чтение между строк

23.03.2010

Отечественная книжная индустрия, относительно стабильно наращивая объемы производства на протяжении пятилетки, в 2009 г. нарушила традицию: выпуск книг и брошюр по наименованиям сократился на 2,5%, до 12 885, а по тиражу — на 4,7%, до 52,8 млн. экземпляров. Правда, при этом количество участников рынка увеличилось.

Так, по данным Мининформа, за 2009 г. число субъектов хозяйствования, обладающих лицензиями на осуществление издательской деятельности, выросло с 716 до 804 по состоянию на 1.01.2010 г. Хотя могло быть и больше, поскольку 6 лицензий аннулировано, 46 — не продлено. При сдаче квалификационного экзамена из-за незнания основ издательского и полиграфического дела, а также законодательства в этой сфере отказано в выдаче лицензий 36 соискателям.

Кроме того, по этой же причине в 208 случаях лицензиаты не получили права издавать тот или иной вид литературы, в т.ч. производственно-практическую (23), для досуга (23), литературно-художественную (27), рекламную (36).

Разнообразна структура издательского бизнеса по организационно-правовой форме участников рынка. По состоянию на 1.01.2010 г. лицензии имели 271 ООО и ОДО (34% всех лицензиатов), 153 ЧУП (19%), 33 ЗАО (4%), 88 индивидуальных предпринимателей (11%). Доля организаций государственной формы собственности составила 25%: лицензиями обладали 198 из них.

Значительно отличалась и активность лицензиатов. Так, в 2009 г. 168 субъектов либо вообще не осуществляли данный вид деятельности, либо выпустили не более 5 наименований продукции, 73 — издали от 5 до 10 названий. Только 28 напечатали от 51 до 100 наименований и 19 — от 100 до 200. В отраслевом министерстве это склонны объяснять тем, что основная масса обладателей лицензий — мелкие предприятия, а также те, для которых издательская деятельность не является основной.

Вместе с тем обращает на себя внимание высокая концентрация бизнеса: 71%, или 33,76 млн. экземпляров выпущенной в 2009 г. продукции пришлось на четырех основных игроков этого рынка — ООО «Харвест», НМУ «Национальный институт образования», ОДО «Аверсэв» и ООО «Попурри».

Любопытно, что значительная часть изданий не являлась объектом рыночного обращения, т.к. по своему целевому назначению имела ограниченный круг пользователей. К такой продукции стоит отнести методические пособия для вузов и других учебных заведений, многочисленные рекламные и ведомственные издания. Всего на т.н. малотиражную литературу в 2009 г. пришлось 51% наименований выпущенной продукции, при том что ее тираж составил лишь 4,1% от общего числа.

Вместе с тем некоторые рыночные продукты (в т.ч. книги популярных российских авторов и учебники для общеобразовательных школ, выходившие в свет тиражом от 50 тыс. экз.) дали четверть суммарного тиража. Однако в эту категорию попала лишь каждая сотая книга, изданная в стране. (Табл.1)

Несмотря на падение общего производства в 2009 г., в целом в текущей пятилетке сохранилась положительная количественная динамика. С 2005 г. общий тираж изданий вырос на 12,5 млн. экз. Если 5 лет назад в расчете на одного жителя республики было выпущено 4,1 книги, то в 2009 г. — уже 5,5. Это ненамного меньше, чем в США (около 7 книг на человека) — мирового лидера в издательской индустрии.

Заметно внимание, которое государство уделяет развитию белорусскоязычного сегмента книжного рынка. В 2009 г. на белорусском языке выпущено 1 084 наименований книг и брошюр (+23,3% к уровню 2008 г.) общим тиражом 5,26 млн. экз. (+72,3%), что составило 10% всего произведенного в стране тиража. (Табл.2)

Взгляд изнутри

Впрочем, как показало общение корреспондента «ЭГ» с различными игроками книжного рынка, некоторые из них весьма критично оценивают общий тренд последних лет на повышение, одновременно отмечая ряд существенных проблем в развитии отрасли. Так, по оценке одного из собеседников, если бы однажды остановились все типографии и полиграфкомбинаты, имеющихся в торговой сети запасов хватило бы еще на 4–5 лет.

Из-за низкой покупательской активности многие книжные магазины вот уже 15 лет балансируют на грани банкротства (эта проблема, впрочем, актуальна и для других стран СНГ). Как признают книгораспространители, если бы не поддержка государства, в частности, льготы по арендной плате, книжная сеть страны могла бы попросту развалиться.

Тяжелым ударом для многих стала потеря российского рынка, явившаяся следствием перехода на взимание НДС по стране назначения. Некоторые субъекты хозяйствования, посчитав осуществление сделок по новым правилам сложным и рискованным, предпочли отказаться от налаженных в прежние годы деловых связей, что существенно сузило географию продаж.

Болезненным, к примеру, стал вынужденный уход с российского рынка для белорусского издательства ООО «Дикта», в результате которого, по оценке директора Ларисы Липень, предприятие потеряло около 100 тыс. USD ежегодного оборота. Выручила относительная стабильность внутреннего рынка, и, в частности, сегмента правовой литературы, в котором работает издательство. Правда, в прошлом году ниже ожидаемого оказался спрос на некоторые новинки специальной литературы, такие, как комментарии к Трудовому кодексу и к Закону об охране труда.

Между тем подсчитано, что для коммерческого успеха экспортоориентированных литературных проектов сеть распространения должна охватывать не менее 40 млн. человек. Уход с российского рынка объясняет экономические сложности, с которыми столкнулись многие отечественные издатели, в чьем экспорте до 2005 г. РФ занимала 90% и более, отмечает гендиректор ПК ООО «Макбел» Дмитрий Макаров.

Переориентация на внутренний рынок вынудила многих издателей в разы сократить тиражи (к слову, в 2009 г. средний тираж книжной продукции составил 4,1 тыс. экз., что на 0,1 тыс. меньше, чем в 2008 г). Как следствие, в последние годы у многих выросла себестоимость и упала прибыль. С учетом выплаты налогов, зарплат, других расходов в распоряжении издательств зачастую остается ровно столько, чтобы выйти на ноль. Иные и вовсе живут лишь благодаря сдаче в аренду офисных помещений, приобретенных в «золотые» для книгоиздателей 90-е.

«В сегодняшних условиях уровень доходов в лучшем случае позволяет выжить, на развитие же средств уже не остается», — рассказывает директор издательства «Парадокс» Владимир Шарпило. Особенности книжного бизнеса таковы, что продукция поставляется в магазины, как правило, с отсрочкой платежа до нескольких месяцев. Вот и работают производители в условиях постоянного дефицита оборотных средств.

Издательство научилось зарабатывать в основном за счет двух направлений: выпуска словарей, справочников, учебных пособий и другой продукции, пользующейся относительно стабильным спросом, и заказных изданий (красочных альбомов к юбилеям предприятий, районов и т.п.).

Впрочем, считает В.Шарпило, реализация успешного издательского проекта все равно остается разовой победой: «Чтобы предприятия книжной индустрии уверенно стояли на ногах и развивались, необходимо обнулить для них НДС — тогда сами собой решатся и многие другие проблемы». В ряде стран мира этот налог либо применяется по льготной ставке 5–10%, либо вовсе отменен (ближайшие примеры — Молдова, Украина, Польша). А это весомый стимул для развития.

В нынешней ситуации рост количества лицензиатов, зафиксированный в прошлом году, многими рассматривается не более чем желание получить лицензию «про запас» в надежде приступить к активной работе после «потепления» на книжном рынке.

Корректировка стратегии

«Анализ итогов работы отрасли говорит о том, что без пересмотра стратегических подходов экономика отрасли придет в упадок», — приводит БЕЛТА заявление министра информации Олега Пролесковского на январской коллегии Мининформа. По его мнению, сейчас надо четко взвесить потребность республики в полиграфических услугах и исходя из этого планировать и реализовывать стратегию издательско-полиграфической отрасли, в т.ч. оптимизировать структуру ее предприятий, решить вопросы технического перевооружения и привлечения инвестиций.

Также поставлена задача отрегулировать рынок зарубежной книжной продукции, обеспечив условия для развития национальных издателей. Дополнительное внимание уделят проблемам реализации белорусской книги за рубежом.

Ожидается, что государственную политику соответствующим образом скорректирует разрабатываемый сейчас законопроект об издательском деле. Пока данная сфера регулируется сразу несколькими разрозненными нормативными правовыми актами. Правда, как опасаются участники рынка, «потепление» бизнес-климата в этом сегменте экономики может и не наступить. Хоть в Мининформе и обещают отменить лицензирование издательской и полиграфической деятельности, одновременно звучит намерение в полном объеме сохранить контроль государства над книжным бизнесом.

Между тем субъекты хозяйствования ждут поддержки в виде льгот по НДС, тарифам на транспортировку, освобождения от взимания некоторых таможенных пошлин. Большие надежды возлагаются на Соглашение о создании благоприятных условий для взаимного обмена печатной продукцией в рамках СНГ, разработанное еще в середине 2006 г. и предусматривающее перечисленные выше льготы. Правда, российская сторона пока не поставила свою визу на этом документе из-за возражений Федеральной таможенной службы РФ. Минкомсвязи России поручено доработать проект соглашения и до 1.04.2010 г. обсудить его с экспертами СНГ. Это дает повод надеяться, что уже в нынешнем году границы отечественного книжного рынка вновь расширятся на тысячи километров на восток, юг и север.

Андрей ЕВМЕНОВ