$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КЛЮЧ К БЕСКОНЕЧНОЙ ИГРЕ©

30.01.2015
Студия разработки компании Wargaming — СООО «Гейм Стрим» была образована в 2005 году с целью разработки программного обеспечения интеллектуальных систем и визуализации данных. С тех пор компанией создано много уникальных компьютерных игр, в частности, «Операция Багратион», ORDER OF WAR и др. Теперь студия продолжает работу над MMO-проектом WORLD OF TANKS — игрой, которая собрала едва ли не все основные призы на самых значимых тематических выставках последних трех лет. Своими секретами успеха с читателями «ЭГ» делится директор компании Виктор НОВОЧАДОВ.
— Виктор Викторович, многим знакома ситуация: они занимаются тем, что любят, но заработать на этом не могут. Как ее изменить?

— Заниматься любимым делом достаточно сложно. Можно пожелать веры в себя и терпения: Москва не сразу строилась, и World of Tanks получился не в первый же день работы. Или припомнить ответ великого Армена Джигарханяна на вопрос молодых актеров, стоит ли идти в кино, где начинающим мало платят: «еcли можете не идти — не идите».

Если идея действительно захватывает, если этим живешь, веришь без остатка — таких вопросов просто не возникает и необходимо лишь продолжать свой путь. Путь длиною в жизнь.

— Выступая недавно на «Cаммите директоров», вы посоветовали в кризис нанимать дополнительный персонал и повышать зарплату, но вряд ли такую политику смогут и захотят проводить некоторые ваши коллеги...

— На саммите я не давал советов. Речь шла скорее о причинно-следственных связях, об алгоритмах поведения и стереотипах мышления. Давайте задумаемся: если мы видим успешного бизнесмена и «вдалеке» множество его менее удачливых коллег, то важно понять, почему именно он стал лидером? Очевидно, что этот человек шел иным путем и принимал качественно иные решения. Думаю, что желание действовать «как все», банально дрейфовать на волнах подъемов и спадов экономики вряд ли приведет к серьезному успеху.

— Вы также говорили, что считаете неправильной финансовую модель, в которой предприятие берет кредиты. Но ведь в современном мире это — обычная практика?

— Как профессиональный финансист, я в принципе скептически отношусь к получению средств сегодня под некие будущие, возможно, мифические доходы. Наша компания смогла стать успешной без какого-либо внешнего финансирования, как бы ни было тяжело иногда. Полагаю это одним из самых важных и правильных решений.

Думайте сами, что и как делать. Я всего лишь отмечаю необходимость максимальной осторожности в обращении с заемными средствами — да еще при такой высокой их стоимости. Бывают ситуации, когда заемщику удается выиграть благодаря девальвации белорусского рубля, но в моем понимании это не имеет отношения к основному бизнесу. Подобные игры — что-то второстепенное и в корне неправильное. Даже принося дополнительную прибыль, они скорее уводят в сторону от настоящего успеха.

— Какую рентабельность вы считаете приемлемой для бизнеса в Беларуси?

— Приемлемость или неприемлемость уровня рентабельности определяют собственники бизнеса в каждом конкретном случае и по своему усмотрению. Если модель бизнеса предполагает низкую рентабельность, жесткое бюджетирование, значительные лимиты, ограничения во всем — то это тоже возможно. Такие бизнесы встречаются повсеместно.

Но наше предприятие работает в IT-сфере, где существует хроническая нехватка высококвалифицированных кадров. Люди просто сразу уйдут к конкурентам, если проект для них невыгоден или даже просто неинтересен. Так что в нашем Парке высоких технологий собраны наиболее перспективные белорусские компании (сейчас резидентов ПВТ около 140), которые имеют рентабельность не ниже 60–70%. И это абсолютно правильная позиция: есть смысл поддерживать только тех, кто действительно имеет серьезный потенциал.

— Как быть тем, кому не удается выйти на такой уровень прибыльности?

— Я не консультант, не советник и не автор некой новой экономической теории. Не бывает абсолютных истин, и в любом случае каждый все решает сам для себя. Например, советник польского президента, профессор Кшиштоф Облой рекомендует (учитывая специфику работы на рынках Восточной Европы) либо получить существенную прибыль уже в течение первых года–полутора, либо закрывать бизнес (пробовать что-то иное).

— Что, на ваш взгляд, делает компанию прибыльной?

— Прибыльной компания становится тогда, когда существует хотя бы один качественный драйвер успешности, существенно отличающий от других субъектов рынка, и правильно выстроенная модель бизнеса, когда все сбалансировано и гармонично объединяет субъективные возможности и объективные потребности. Когда возникает без преувеличения самое главное в бизнесе: возможность добиться долгосрочного успеха, устойчивого конкурентного преимущества.

Типичный отечественный пример: некоторые бизнесы открываются в фазу подъема, роста рынка, не обладая при этом практически ничем, что необходимо для долгосрочного устойчивого успеха, — просто потому, что рынок растет. Поэтому логично, закономерно, что в период нормального функционирования рынка или его спада такие бизнесы предсказуемо испытывают большие трудности или вообще закрываются. В них просто нет (да и изначально не было) существенного коммерческого потенциала.

— Как вы соревнуетесь с конкурентами?

— Наша компания уже давно является лучшей в мире в своем сегменте, а World of Tanks много лет подряд признается самым узнаваемым белорусским брендом за рубежом. Можно упомянуть два подряд «Золотых джойстика», полученных в Лондоне (аналог кинематографического Оскара), несколько занесений в Книгу рекордов Гиннесса, получение практически всех значимых призов в отрасли (в Беларуси и за рубежом), фильм, снятый про нас каналом National Geographic. Почти 10% наших сотрудников — высококвалифицированные кадры из дальнего зарубежья (США, Германия и др.), что еще совсем недавно казалось просто фантастикой.

Мы все делаем лучше, чем конкуренты, раз за разом принимая более точные, более гибкие, более правильные, более нужные рынку решения. Поэтому концептуально догнать нас сейчас конкуренты не могут. Но очевидно, что ежедневно приходится прилагать значительные усилия, принимать важные решения, чтобы удерживать лидерские позиции и дальше.

— Какие показатели вы считаете ключевыми при формировании стратегии компании?

— Как сказал герой знаменитого рязановского фильма, «не бывает запрограммированного, запланированного счастья». И никто никогда не сформулирует его рецепт. Тем не менее, к примеру, предлагаемая на международном курсе EMBA теория польского профессора Кшиштофа Облоя определяет эффективную стратегию организации следующим образом:

– простота стратегии, технологий и продуктов (с созданием трудного для повторения конкурентами сложного комплекса, состоящего из простых элементов);

– четкая концентрация, максимальная сегментация бизнеса; низкие издержки (при правильном подходе к инновационности, которая должна быть коммерчески выгодной и защищенной от повторения);

– ориентир на крупные массовые рынки;

– амбициозность (желание ставить перед собой только самые высокие цели);

– позитивное отношение к неудачам (как к неизбежным инвестициям в будущий успех);

– постоянный анализ полученного опыта

Главное — стремление не догонять, а во всем искать свой собственный путь.

Удачи и успехов вам во всем!

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях