Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КЛИМАТ В РЕГИОНАХдля малого и среднего бизнеса

Анна Бурова, депутат Палаты Представителей Национального Собрания РБ: <Чтобы чиновники получили представление о том, что такое административные барьеры, кому-то из них в порядке эксперимента следует попытаться инкогнито пройти процедуру регистра...

Анна Бурова, депутат Палаты Представителей Национального Собрания РБ:

<Чтобы чиновники получили представление о том, что такое административные барьеры, кому-то из них в порядке эксперимента следует попытаться инкогнито пройти процедуру регистрации, например, индивидуального предпринимателя. Пусть на себе оценят сроки получения необходимых документов, стоимость их оформления...>

Намерения МФК и Агентства США по международному развитию инвестировать более 5 млн. долларов в развитие малого и среднего бизнеса Центрально-азиатских республик  наводит на грустные размышления, отчего финансовые ручейки с международного рынка капитала бегут мимо страны  <в самом центре Европы>, обладающей известными конкурентными преимуществами...

В Беларуси международные организации до сих пор озадачены улучшением бизнес- климата для деятельности малого и среднего бизнеса, без чего, по их мнению, размещение инвестиций рискованно и неэффективно. Основными средствами достижения цели избраны: сотрудничество с объединениями предпринимателей, организация и поддержка диалога между деловым сообществом и властными структурами.

С начала года Международная финансовая корпорация поддерживала этот диалог за <круглыми столами> во всех областных городах нашей страны. Состоявшиеся дискуссии подняли волну <малых парламентских слушаний по проблемам предпринимательства>, прокатившуюся по районным советам депутатов. Ее итогом стали подготовленные и направленные в Национальное собрание предложения по изменению действующего законодательства в сфере налогообложения, арендных отношений, порядка регистрации субъектов бизнеса и сертификации товаров.

Поскольку на уровне республиканской власти до сих пор не создана комиссия по снятию административных барьеров для МСБ, то в регионах решили пробивать этот вопрос <инициативой снизу>.

Материал, наработанный региональными комиссиями по снятию барьеров, будет обобщен и направлен в правительство и парламент. Авторы инициативы исходят из того, что, во-первых, <власти нужны деловые партнеры и предложения по решению глобальных и прикладных задач>, а во-вторых, районы, где местная власть поощряет развитие предпринимательства, являются бездотационными или малодотационными. Статистические данные, подтверждающие это, первым собрал Гродненский областной территориальный комитет предпринимательства.

Брестская модель

Неизвестно, велись ли аналогичные расчеты в Бресте, но Брест-ский облисполком с недавних пор взял за правило принимать решения, регулирующие деятельность МСБ, только после консультаций с местным предпринимательским союзом <Содействие>. И это приносит свой результат: на протяжении последних лет доля поступлений в областной бюджет от субъектов малого предпринимательства составляет 15 - 16%, а число граждан, занятых в предпринимательстве, достигло 54 тыс. человек. В прошлом году 85 субъектов малого бизнеса получили финансовую поддержку на сумму 1006,6 млн. руб. и 20 тыс. долларов США. Источниками средств, направленных в сектор МП, стали областная служба занятости, ОАО <Белинвестбанк>, областной бюджет, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, городские и районные бюджеты. Косвенные меры поддержки предпринимательства в Брестской области позволили создать за прошлый год 3302 рабочих места.

Итоги проверок налоговой службы свидетельствуют, что штрафные санкции в отношении предпринимателей чаще всего применяются из-за незнания изменений, вносимых в законодательство о налогообложении. <Чтобы перейти к эффективной экономике, предпринимателей необходимо вооружить знаниями, - убежден Владимир Мазалов, председатель ОО <Брестский союз предпринимателей <Содействие>. - Курс на расширение экономической свободы для предпринимательства может оказаться неэффективным, если ограничится лишь облегчением регистрации предприятий, уменьшением лицензируемых видов деятельности, упорядочением контроля>.

Расставив приоритеты, союз предпринимателей <Содействие> сформулировал основные принципы упрощения процедур, сопровождающих ведение бизнеса. А также предложил:

в рамках унификации законодательства Союзного государства Беларуси и России установить единый налог с субъектов малого предпринимательства, аккумулирующий в себе все другие налоги и сборы, или налог с оборота;

освободить от уплаты налога на срок 1-2 года вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования, ведущие производственную деятельность;

cнизить расходы на проведение сертификации и гигиенической регистрации. Небольшая иллюстрация к сказанному: сегодня для получения одного удостоверения о государственной гигиенической регистрации необходимо выложить 2 МЗП, а таких удостоверений каждому предпринимателю нужно от 30 до 50 и более. Получается, фактически, <тройное> налогообложение - плата в городской центр гигиены,  в областной центр гигиены, в республиканский бюджет.

Неудивительно, что <голубая мечта> белорусского предпринимателя: доходчиво разъяснить чиновникам - любой бизнес является рискованным способом приумножения собственности, и потому ему необходимы максимальные гарантии правовой защиты имущества от неправомерных посягательств кого бы то ни было. И главная из них в том, чтобы ответственность стала соразмерной совершенным правонарушениям. Если этот принцип останется <непроходным> в нашем правовом поле, а процедуры регистрации, ликвидации, сертификации - дорогостоящими и хлопотными, то трудно ожидать, что малый бизнес сыграет в белорусской экономике ту роль, что сыграл, например, в Польше и Прибалтике. Скорее всего, предприимчивая часть населения постарается найти себе применение в странах-соседях - невесело прогнозирует председатель союза предпринимателей <Содействие>.

Что на Витебщине?

В Витебской области доля субъектов малого предпринимательства невелика, в этом секторе работают около 8 тыс. индивидуальных предпринимателей и более тысячи юридических лиц. Остальные экономические агенты частного сектора - предприятия с иностранными инвестициями, фермеры.

В структуре розничного товарооборота доля негосударственного сектора области достигает 75%, из них 32% обеспечивают индивидуальные предприниматели. На них же приходится одна треть платных услуг и около 20%  бытовых услуг. В негосударственном секторе создается около 35% всех объемов промышленного производства, ведется 55% строительных работ, производится 5,8% продукции сельского хозяйства. Ежегодно с участием предпринимательских структур создается около 5 тыс. новых рабочих мест.

Основная тенденция, которая складывалась в частном секторе на протяжении последних лет, - сокращение предприятий на 4 -5% в год и соответствующий рост числа индивидуальных предпринимателей. Сегодня переток субъектов малого предпринимательства в индивидуальное приостановлен. По оценкам специалистов Витебского облисполкома, это объясняется влиянием государственной политики в области малого бизнеса. Республиканским фондом содействия занятости предоставляются на льготных условиях ресурсы малым предприятиям области на развитие производства и инновационного бизнеса, облисполком изыскал возможность оказать финансовую помощь МП в размере 62 млн. руб. В прошлом году облисполком оказал поддержку 7 малым предприятиям в виде частичного погашения процентов по инвестиционным кредитам на сумму 25,8 млн. руб. В адрес центров поддержки предпринимательства в Витебске, Полоцке, Новополоцке было направлено 8,3 млн. руб. Для 117 субъектов МСБ применен понижающий коэффициент по ставкам арендной платы. Кроме того, областная администрация внесла в правительство решение по вовлечению в хозяйственный   оборот ряда объектов республиканской формы собственности  под инвестиционные проекты 11 предпринимательских структур.

Исследования в секторе малого бизнеса, проведенные Витебским областным территориальным комитетом по развитию предпринимательства, позволили изучить проблемы, сопровождающие развитие МСБ на всех этапах: с момента организации бизнеса до ухода с рынка. Типичные из них: отсутствие стартовых условий организации собственного дела, трудности в адаптации к требованиям рынка (недостаток средств, квалификации, сложность законодательства); отсутствие оборудованных рабочих мест и значительные издержки по их созданию; неразвитость новых технологий и возможностей их применения, высокая арендная плата и налогооблагаемая база; неразвитость базы по подготовке предпринимательских кадров (курсы, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.); отсутствие стабильного и прогнозируемого законодательства; отсутствие механизмов противодействия контролирующим органам, наделенным правами бесспорного наложения финансовых санкций, сложность и дороговизна судебной процедуры защиты собственных интересов.

Анализ факторов, затрудняющих становление бизнеса, позволил специалистам Витебского облисполкома сформулировать ключевые позиции поддержки предпринимательства:

пересмотреть высокие размеры финансовых санкций в сфере налоговых правоотношений в сторону уменьшения, максимальные ставки определить на уровне недоплаты субъектами в бюджет;

снизить размер выплат в фонд социальной защиты до 20%, мотивируя нанимателей легализовывать выплачиваемую зарплату; 

принимая во внимание, что доля арендной платы составляет 25% в себестоимости продукции, снизить ставки арендной платы для производственных предприятий, предусмотрев освобождение от платы за аренду в течение 2 первых лет работы;

продлить сроки представления статистических деклараций до 10-15 дней, упростить их форму до минимально необходимых данных учета;

ускорить принятие закона об освобождении субъектов малого бизнеса от внесения НДС и таможенных пошлин при импорте высокотехнологичного оборудования; закона о регистрации (ликвидации), в котором предусмотреть: уведомительный характер регистрации, ответственность субъекта за соответствие документов законодательству, создание единого регистрирующего органа, отмену права регистрирующего органа требовать иные, кроме установленных законом, документы, сокращение срока регистрации до 15 дней;

лоббировать получение гарантий стабильности налоговых отношений в течение финансового года, увеличить срок применения санкций за нарушения, совершенные после вступления в силу соответствующих актов законодательства;

ограничить принятие контролирующими органами решений, чреватых остановкой (прекращением) деятельности предприятия.

Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области инициировала обращение сессии горсовета в Национальное собрание, Совет Министров, Администрацию Президента РБ с предложениями изменить нормативные акты, регулирующие вопросы оценки и условия реализации неиспользуемых (более 5 лет) помещений  на объектах государственной собственности для вовлечения их в хозяйственный оборот. Сегодня в Витебске готовится проведение полной инвентаризации объектов коммунальной собственности и разработка порядка их продажи, сдачи в аренду на аукционной или конкурсной основе.

<Вопрос эффективного использования госимущества (складских, вспомогательных, рабочих помещений, пустующих 7- 8 лет) - ключевой, - не устает подчеркивать Константин Черный, председатель Витебского территориального комитета предпринимательства и инвестиций. - Мы попытались подойти к решению этого вопроса таким образом - передать под инвестиционные проекты неиспользуемые помещения с условием  снижения их стартовой стоимости. Разработка проектов, критериев их оценки потребовали привлечения консультантов, значительной совместной работы. Проекты были направлены в администрацию президента, правительство, Минэкономики. Ответы, полученные из высоких инстанций, как под копирку, содержат перечень нормативных актов, регламентирующих отчуждение госсобственности, при этом ни один орган управления не взял на себя ответственность помочь в решении хоть одного вопроса по существу. Итогом <деловой переписки> в рамках проекта, <раскрученного> в печати, стали настроения разочарования в предпринимательской среде. Предприниматели предпочитают вести бизнес за рубежом, в России>.
 
(Окончание следует)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений