$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Климат-контроль

27.04.2010

Участившиеся случаи непринятия оперативных решений по поводу обращений инвесторов побудили правительство усилить контроль за работой госорганов, в компетенцию которых входит определение судьбы привлечения отечественного и зарубежного капитала.

Решить проблему призвано постановление Совмина от 9.04.2010 № 538, направленное также на сокращение сроков реализации инвестпроектов. Согласно этому документу при обращении инвестора по поводу заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь органы госуправления, областные исполкомы и Мингорисполком должны в течение 3 дней с даты обращения провести переговоры; затем в течение двух дней направить протокол об этом в правительство. При этом в протоколе должны быть определены обязанности органа госуправления и ответственные исполнители, сроки исполнения (не превышающие одного месяца).

«ЭГ» обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать это постановление.

Валерий Папакуль, управляющий партнер юрфирмы «Степановский, Папакуль и партнеры»:

— Конкретизация порядка действий государственного органа в случае обращения иностранного инвестора положительно повлияет как на оперативность принятия решений, так и на имидж нашего государства в сфере либерализации нормативного регулирования в области иностранных инвестиций.

Полагаю, что случаи «непринятия оперативных решений» обусловлены не столько волокитой и бюрократизмом (наоборот, нареканий на действие госорганов со стороны инвесторов становиться все меньше), а тем, что представители госорганов и конкретные инвесторы не могут достигнуть соглашения по всем условиям инвестиционного договора. Этот факт связан преимущественно с тем, что сегодня нет четкого понимания пределов нормативного регулирования этого вида договоров.

С одной стороны, примерная форма инвестдоговора, утвержденная постановлением Совмина от 6.11.2009 № 1449, может быть изменена по соглашению сторон в части, не затрагивающей императивных норм, установленных законодательством. С другой — уполномоченные представители государства не хотят брать на себя ответственность и согласовывать инвестдоговоры на условиях, отличных от прописанных в примерной форме. Это и является основным камнем преткновения при заключении инвестдоговоров. Поэтому четкая регламентация сроков принятия решений, возможно, увеличит количество принятых решений, но вряд ли отразится на их качестве и не решит проблему заключения инвестдоговоров по существу без четкого указания на возможность внесения изменений в примерную форму.

Роман Осипов, директор департамента инвестиционного консультирования ИК «Юнитер»:

— Порядок изучения инвестором возможностей в Беларуси не исчерпывается только переговорами с чиновниками. Важнейшая часть — анализ самих возможностей (визиты на предприятия, получение информации о предприятиях и о планах их развития и т.д.). Подписанию протоколов с госорганами должен предшествовать достаточный процесс изучения инвестором условий работы в стране, анализ отрасли. Подготовительная работа, как правило, направлена на то, чтобы убедить инвестора посмотреть серьезно на возможности, которые предлагает Беларусь.

В результате мирового финансового кризиса инвесторы располагают широким спектром альтернатив относительно стран и объектов инвестиций, и чтобы вытянуть их в Беларусь нужно выглядеть конкурентно по всем позициям. Предприятия (отраслевые ведомства) должны проводить серьезную подготовительную работу: готовить инвестпредложения в понятной для инвесторов форме, давать отраслевые обзоры возможностей инвестирования (на англ. языке, в международно принятом стандарте), если необходимо или что-то не получается — сотрудничать с международными консультантами по работе с инвесторами.

Константин Михель, управляющий партнер ООО «Власова, Михель и партнеры»:

— Установленные обязанности для госорганов направлены на предотвращение затягивания переговоров с инвесторами и позволяют контролировать ход переговоров и достижение правовой цели — заключение инвестиционного договора. Все это будет способствовать формированию понятной для инвестора и формализованной процедуры преддоговорного процесса. Безусловно, формализация и регламентация процесса не заменит главного при заключении договора — достижения согласия в понимании взаимной выгоды от его реализации.

Оксана КУЗНЕЦОВА