$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КЛАСТЕР ПРОСТОЙ И ПРОДВИНУТЫЙ©

10.09.2013

На сайте Минэкономики размещен проект Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и плана мероприятий по ее реализации. Принятие этих документов призвано создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности национальной экономики посредством использования принципиально нового для нашей страны концептуального подхода — кластерной модели развития.

В Концепции кластер определяется как совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости. Кластерная модель развития рассматривается как концептуальный подход, предполагающий использование кластеров в качестве системообразующих элементов современной рыночной экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда.

Понятие «кластер» было введено в 1990 г. американским экономистом Майклом Портером, который определил их как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью компаний (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.

Участниками кластера являются субъекты хозяйствования, специализирующиеся на профильных видах деятельности, их поставщики, организации, обеспечивающие функционирование различной инфраструктуры, в т.ч. оказывающие консалтинговые и финансовые услуги, торговые, девлоперские и риэлтерские компании, научные и учебные организации, бизнес-ассоциации и союзы, торгово-промышленные палаты, субъекты инфраструктуры инноваций и поддержки малого и среднего предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫМИ признаками кластера в мировой практике являются высокий уровень территориальной концентрации его участников, достижение ими «критической массы», обеспечивающей возникновение синергетического эффекта; наличие системно развивающихся связей, конкуренции и кооперации между участниками кластера, их высокая инновационная активность, ориентация на постоянное совершенствование конкурентных преимуществ. Одним из отличительных признаков кластера является принцип территориальной локализации. Другая особенность: наличие крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную стратегию всей системы. Между участниками кластера имеются важные для них устойчивые экономические связи, долговременная координация взаимодействия в различных сферах, общность деятельности и взаимодополнение.

Кластерная модель развития рассматривает использование кластеров в качестве системообразующих элементов современной рыночной экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда. Как показывает мировой опыт, такая модель положена в основу стратегии развития экономически развитых стран, ее практическое использование позволило обеспечить повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности их национальных экономик.

Для реализации курса инновационного развития авторы концепции предлагают внедрить в существующую практику хозяйствования и управления Беларуси новых организационных форм интеграции и кооперации науки, образования, производства и бизнеса. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и кооперации являются инновационно-промышленные кластеры. Этот процесс охватил более половины экономик ведущих стран мира. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 тыс. фирм с численностью сотрудников 3,5 млн. чел. и объемом продаж около 200 млрд. USD в год. В известной мере можно считать, что и в Беларуси на базе научно-технологической ассоциации «Инфопарк» и Парка высоких технологий успешно формируется инновационно-промышленный кластер.

В настоящее время отечественное законодательство позволяет обеспечить формирование кластеров в простой форме (через заключение между участниками кластера договора простого товарищества) и в продвинутой форме — путем создания участниками кластера отдельного юридического лица, либо возложения функций на действующее, которое будет являться организацией кластерного развития в виде хозяйственных обществ, либо ассоциаций (союзов юридических лиц). Такие структуры, как правило, берут на себя функции по организации взаимодействия участников кластера между собой, обеспечения их законных прав и общих интересов в отношениях с госорганами, по разработке и выполнению кластерных проектов и развитию кластера, организации управления и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры в интересах всех участников кластера. В составе каждой организации кластерного развития создается рабочий орган — центр кластерного развития, осуществляющий организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности кластера.

В Концепции предусматривается провести в течение 2014–2015 гг. отбор и реализацию ряда пилотных кластерных проектов, направленных на формирование инновационно-промышленных кластеров по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, а в дальнейшем — проведение ежегодного конкурса по отбору эффективных кластерных проектов для оказания им господдержки.

ОДНАКО сложившаяся в республике система хозяйствования и управления весьма серьезно ограничивает возможности их использования и кластерной модели развития в целом, признают авторы концепции. За этой оговоркой скрывается серьезное препятствие: кластеры, как их понимал их М.Портер, являются одним из инструментов рыночной экономики, и наиболее эффективно они работают, если создаются «снизу-вверх» — по инициативе частного бизнеса. При этом государству отводится роль регулятора, определяющего правила взаимодействия между ним самим, бизнесом и научно-образовательными структурами, а также гаранта сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций, инноваций и развития горизонтально ориентированных сетевых бизнес-сообществ и предпринимателей.

В Концепции признается, что существующий в Беларуси механизм хозяйствования и управления характеризуется низким уровнем конкурентной среды, высокой степенью концентрации и монополизации производства, наличием жесткой иерархичной системы хозяйственного управления, преобладанием вертикальных связей над горизонтальными, значительным государственным сектором, объединяющим преимущественно предприятия 3–4-го технологических укладов, недостаточным уровнем развития малого и среднего предпринимательства. К этому можно добавить, что в белорусской экономической модели, основанной на доминировании государства, возможности и права частного собственника существенно ограничены, а отношение к рыночной экономике и ее постулатам у некоторых высокопоставленных чиновников зачастую негативно.

АВТОРЫ концепции надеются на изменение этой институциональной среды, включая последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства и, как следствие, благоприятной конкурентной среды. Это предполагает инвестиционно-структурную перестройку экономики с постепенным замещением традиционных отраслей на более высокотехнологичные, четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления в сторону исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности. Для этого требуется подготовка и принятие соответствующих управленческих решений высокого уровня, которые станут основой необходимой нормативной правовой базы, и осуществление организационно-практической работы государственных органов по формированию и развитию инновационно-промышленных кластеров, создаваемых как в рамках Государственной программы инновационного развития РБ, так и возникающих по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению авторов концепции, этого должно хватить для создания благоприятных условий для кластерного развития экономики в Беларуси, обеспечения формирования и реализации государственной политики в этой сфере.

Таким образом, ставится уникальный эксперимент: сформировать организационно-экономический механизм стимулирования кластерного развития экономики, не являющейся сегодня рыночной, создать комплексную систему господдержки кластерных проектов. Авторы концепции надеются, что это позволит ускорить процесс внедрения новых для Беларуси организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности, и будет способствовать росту инновационной активности и наращиванию экспортного потенциала, что в конечном итоге позволит повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики. Остается проверить на практике, готовы ли власти ради этой цели расширить права и возможности частного бизнеса...

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ