$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КЛАССИКА ОБУВИ И ПРОБЛЕМ ©

13.07.2012

ЗАО «Сивельга» в текущем году планирует произвести 706 тыс. пар обуви — на 8% больше, чем в прошлом. Правда, легкой прогулки к этой цели не ожидается, сообщил «ЭГ» генеральный директор Леонид Коваль.

В I полугодии «Сивельгой» выпущено 380 тыс. пар, что составляет 53,8% годового задания. Однако это превышает возможности фабрики (365 тыс. пар обуви за 6 месяцев), ограниченные размером производственных площадей, которые ЗАО арендует у одного из своих акционеров — Минского обувного ОАО «Луч».

Потенциал использования столичных площадей «Сивельга» фактически исчерпала еще в 2011 г., произведя 654 тыс. пар обуви. Однако акционеры и органы госуправления настаивают на дальнейшем росте. Поэтому часть работ по пошиву обуви передается на сторону.

Опыт аутсорсинга у ЗАО был и раньше. Но с иностранцами — польской и латвийской компаниями — из-за девальвации рубля сотрудничество оказалось слишком дорогим, а в Беларуси квалифицированных исполнителей найти не удается. Дело в том, что в отечественной обувной промышленности из-за низких заработков образовался дефицит кадров. Остается готовить их самим. В качестве базы выбран райцентр Березино, где на местном комбинате бытового обслуживания в свое время трудились швеи по изготовлению изделий из тканей. Три месяца ушло на их переобучение за счет ЗАО, зато уже в I полугодии березинцы произвели заготовки для 20 тыс. пар обуви. Это и позволило «Сивельге» увеличить выпуск готовой продукции. Однако пока недостаток опыта сказывается на качестве заготовок березинских швей. Между тем именно высокое качество является основополагающим фактором успеха в конкуренции на обувном рынке. Сегодня на фабрику покупатели возвращают лишь каждую сотую пару.

ЗАО, созданное 16 лет назад с ориентацией на производство классической обуви, сохранило ее до сих пор. «Сивельга» выпускает продукцию эконом-класса, предназначенную для населения Беларуси со средними доходами. Поэтому для ЗАО внутренний рынок является приоритетным. Например, в 2012 г. его доля в потреблении составила около 81%. В структуре продукции, как правило, половина предназначена для женщин и около 1/4 — для подростков. Но если женская обувь приносит предприятию основную часть выручки, то подростковое направление менее рентабельно. Лишь социальная ответственность не позволяет предприятию отказаться от него.

Финансовое положение общества, по словам руководителя, является в целом достаточно устойчивым, хотя и требует постоянной оптимизации расходов. Например, около 2/3 себестоимости продукции приходится на сырье и материалы, которые постоянно дорожают. Даже отечественная кожа за последний год выросла в цене более чем втрое, что негативно сказалось на экономике предприятия. Однако переложить этот рост на плечи населения руководство ЗАО не хочет, опасаясь утратить ценовую конкурентоспособность своей продукции. Между тем требуется повышать зарплату, чтобы не потерять квалифицированных специалистов.

Компенсировать расходы «Сивельга» рассчитывает за счет роста экспорта. Пока он ограничен в основном российским рынком, на который в текущем году ЗАО поставлено 45 тыс. пар обуви. Но интерес к ней проявляют и в Евросоюзе, в частности, страны Балтии, сообщил Л.Коваль. Поэтому если долю экспорта увеличить с нынешних 19% до 25%, то, по мнению гендиректора, дополнительные поступления валюты не только снимут финансовое напряжение, но и позволят продолжить техническое переоснащение производства.

Пока на эти цели ЗАО ежегодно выделяет около 200 тыс. EUR. Ведь добротную конкурентоспособную обувь, как подчеркнула начальник производства фабрики Зинаида Шаршукова, можно изготовить лишь на современном оборудовании.

Иван МИХАЛЕВИЧ