Клайпеда зовет на форум©
В Клайпеде 17–19 апреля пройдет IX Белорусско-Литовский экономический форум с участием премьер-министров двух стран, сообщил на пресс-конференции в Минске заместитель министра экономики Антон КУДАСОВ. Цель крупнейшего в двусторонних отношениях ежего...В Клайпеде 17–19 апреля пройдет IX Белорусско-Литовский экономический форум с участием премьер-министров двух стран, сообщил на пресс-конференции в Минске заместитель министра экономики Антон КУДАСОВ.
Цель крупнейшего в двусторонних отношениях ежегодного мероприятия — интенсификация торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества стран-соседей. В 2012 г. объем их взаимной торговли достиг 1556,3 млн. USD при положительном сальдо нашей страны 814,1 млн. USD (экспорт — 1185,2 млн. USD, импорт — 371,1 млн. USD). В программе форума — выступления глав правительств Беларуси и Литвы, заседания представителей органов госуправления и бизнеса в четырех секциях «Сотрудничество в сфере транспорта и логистики», «Сотрудничество в сфере промышленности, сельского хозяйства и энергетики», «Инвестиционное сотрудничество, взаимодействие в сфере инноваций и информационно-коммуникационных технологий», «Трансграничное сотрудничество. Взаимодействие по экологическим и природоохранным проектам. Сотрудничество в сфере туризма и здравоохранения».
В сфере транспортных отношений важнейшее место принадлежит экспорту наших товаров через Клайпедский порт. По данным крупнейшей в порту стивидорной компании «Класко», в 2012 г. через него было перевалено около 12 млн. т белорусских грузов. Литовская компания очень дорожит партнерством с такими нашими предприятиями, как «Беларуськалий», «Гродно Азот», Белорусский металлургический завод. В частности, в прошлом году нашей страной через литовский порт было экспортировано 5,7 млн. т калийных удобрений, или 90% всей экспортной продукции солигорского предприятия.
В свою очередь, доставка грузов в порт, в другие точки Балтийского региона осуществляется благодаря сотрудничеству АО «Литовские железные дороги» с Белорусской железной дорогой. В 2012 г. ими перевезено 19,1 млн. т грузов: химические и минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, химикаты и сода. Литва и Беларусь также связаны сотрудничеством по расширению трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и бассейна Черного моря с использованием IХ международного транспортного коридора (проект поезда «Викинг»). В прошлом году этим поездом перевезено 58,9 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). В Клайпеде у железнодорожников появится дополнительная возможность по выработке на перспективу взаимовыгодных решений в вопросах тарифной политики, в т.ч. в отношении части грузов, направляемых в Калининградскую область России.
Белорусская сторона намерена использовать форум в качестве площадки для наращивания своего промышленного экспорта. ОАО «МАЗ», в частности, намерено организовать на СП в Вильнюсе (партнер — местное ЗАО «Жемгалос автомобиляй») сборку машинокомплектов грузовых автомобилей уровня Евро-5, сообщил начальник управления внешнеэкономических связей Минпрома Анатолий Павлович. Минские автомобилестроители рассчитывают, что таким образом им удастся расширить свое присутствие на европейском рынке грузовиков. Аналогичные цели будут обсуждать с литовскими партнерами и белорусские тракторостроители. По данным представителя Минпрома, в 2012 г. в Литву было поставлено около 1000 единиц техники производства ПО «МТЗ» и 250 — РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».
Кроме них, в работе форума собираются принять участие представители ОАО «Атлант», ОАО «Могилевлифтмаш», ОАО «БМЗ», также поставляющих свою продукцию в Литву. Ряд руководителей белорусских промышленных предприятий посетят мероприятие в Клайпеде с целью поиска деловых партнеров в соседней стране.
Важной темой форума станет расширение инвестиционного сотрудничества. В настоящее время в Беларуси работают около 500 предприятий, созданных с участием литовского капитала, и порядка 250 предприятий с белорусскими инвестициями — в Литве. Наша делегация, разумеется, воспользуется дополнительной возможностью по привлечению в страну ПИИ с учетом того, что литовские бизнесмены больше других иностранцев адаптированы к специфическим отечественным условиям хозяйствования. Ряд их проектов уже находится в стадии реализации, другие станут предметом обсуждения и переговоров в ходе мероприятия.
Например, литовские холдинг Vakaru medienos grupe (VMG) и концерн SBA с 2011 г. занимаются бизнесом в СЭЗ «Могилев». Ими формируется здесь кластер предприятий по переработке белорусской древесины. Уже в текущем году численность занятых на них могилевчан увеличится до 1,5 тыс. человек, а в течение ближайших 3 лет количество рабочих мест в кластере планируется удвоить. При этом экспорт входящих в него предприятий c выходом их на запланированные мощности достигнет, согласно расчетам литовских инвесторов, 200 млн. EUR.
Иван МИХАЛЕВИЧ