$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Китайский прорыв

24.02.2009

Очередной визит в Беларусь представителей китайского автопрома, состоявшийся в этом месяце, не увенчался подписанием контрактов и конкретизацией планов по созданию у нас сборочных производств легковых автомобилей. Вот уже второй год намерения остаются лишь намерениями, в то время как у наших соседей реализуются реальные проекты, в которые вкладываются живые деньги.

Так, на этот раз нас посетили представители автомобильной компании Сhery Automobile Co. На деловых встречах, прошедших в правительстве, Министерстве промышленности и на МАЗе, гости интересовались условиями ведения бизнеса, особенностями законодательства, инвестиционным климатом. Шла речь и о возможности создания в Беларуси сборочного производства автомобилей Сhery. К слову, этот концерн является лидером среди китайских автопроизводителей по сборке машин собственной разработки (в 2008 г. общий объем продаж составил порядка 300 тыс. автомобилей, из них более трети ушло на экспорт).

В 2009 г. Сhery Automobile Co намерена направить солидные силы и средства (около 1,5 млрд.USD) на поддержку экспорта, в первую очередь за счет разворачивания сборочных производств по всему миру. Удастся ли белорусам получить кусок от этого инвестиционного пирога?

Как констатировали участники «круглого стола», организованного БНПА, пока рано говорить об успехе переговорного процесса. «Идет борьба двух точек зрения, — не вдаваясь в подробности, пояснил председатель Совета дистрибьюторов китайских автопроизводителей Сергей Варивода. — Представители китайских компаний готовы инвестировать средства, но на определенных условиях. Позиция белорусской стороны: сначала создайте производство, затем выполним условия».

Дальнейшее затягивание переговоров чревато потерей инвесторов, считает С.Варивода.

Конечно, китайские малолитражки привлекают доступной ценой, что же касается качества — а конкуренты напирают именно на этот аспект, сравнивая их с западными иномарками, — то и оно, по словам С.Вариводы, с каждым годом улучшается. Не случайно Китай создает сборочные заводы в соседних странах. Так, лицензионные автомобили Сhery уже выпускают в Украине (в прошлом году реализовано 30 тыс. шт.). Поэтому, считают специалисты, если мы не наладим их сборку, наш рынок могут оккупировать легковушки оттуда.

Эксперты полагают, что организация сборочного производства в Беларуси удешевит машины. В грузовом контейнере вместо трех автомобилей помещается сразу шесть машино-комплектов. Это позволит сэкономить на транспортных расходах при доставке их из Китая. Дополнительную выгоду обеспечат преференциальные условия ввоза комплектующих.

Оптимистичны в Совете дистрибьюторов и относительно будущих объемов продаж собранных в РБ автомобилей. По их оценкам, они могут превысить 20 тыс. в год. Правда, как считает С.Варивода, для того чтобы обеспечить рост продаж (не только китайских машин), государству необходимо существенно ограничить ввоз подержанных иномарок.

Добавим, есть еще одно не менее существенное условие — согласие инвестора вкладывать деньги в организацию сборочного производства. Пока переговоры явно затягиваются… К примеру, еще год назад в Беларуси начали обсуждать вопрос о возможной сборке китайских автомобилей Hafei, но состоявшиеся на МАзе и Юнисоне встречи с бизнесменами из Поднебесной не дали результата.

Впрочем, понять сомнения восточных партнеров можно: их планы по организации производств касаются не десятков, а сотен тысяч машин в год. Даже если спрос на новые автомобили в Беларуси будет расти по оптимистическому сценарию, продажа 20 тыс. штук в год инвестора не устроит. Да, рядом есть емкий российский рынок, но даже если в производимых в Беларуси авто будет более половины отечественных комплектующих и они получат сертификат СТ-1, никто не гарантирует их беспрепятственный сбыт на рынке РФ. Ведь при формальном праве беспошлинных продаж, которое дает сертификат, могут быть задействованы различные нетарифные барьеры. Такой сценарий событий особенно вероятен, если учесть, что Россия в последние годы вела политику создания сборочных производств на своей территории и пускать конкурента, пусть даже с территории союзного государства, не заинтересована. В этой части китайским инвесторам есть над чем подумать, а значит, скорого ответа в Минске могут и не дождаться.

Андрей ВОРОБЕЙ