$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ИТ-технологии

Киберпреступность не имеет границ

29.05.2007

Беларусь должна присоединиться к международной конвенции о борьбе с киберпреступностью и более активно использовать международный опыт раскрытия преступлений в сфере высоких технологий, такое мнение высказал в беседе с корреспондентом Интерфакса начальник управления «К» МВД Республики Беларусь Игорь ЧЕРНЕНКО.

Мировое сообщество в полной мере осознало уровень возможных последствий от угрозы киберпреступности, и в связи с этим представителями государств — членов Совета Европы, а также США, Канады и Японии в ноябре 2001 г. была подписана Международная конвенция о киберпреступности. Присоединились к ней Литва, Украина и Российская Федерация. Беларусь также должна присоединиться к этой конвенции — для более эффективного противодействия преступлениям в сфере высоких технологий

Анализ развития киберпреступности в республике за последние 8 лет показывает, что она претерпела значительные изменения, отметил И.Черненко. Если в период с 1998 по 2001 гг. подавляющее большинство составляли преступления, связанные с хищениями товаров из зарубежных интернет-магазинов по похищенным реквизитам кредитных карт, совершавшиеся одиночками, то в настоящее время для республики стали наиболее характерными факты незаконного вторжения в процесс обмена электронными данными, совершения хакерских «атак» на интернет-ресурсы государственного значения.

В настоящее время на учете в МВД Беларуси состоит более 1300 лиц, причастных к совершению высокотехнологичных преступлений — хакеры, кардеры, мошенники, сказал И.Черненко, отметив, что, скорее всего, эта цифра будет расти. «Уже в первом квартале 2007 г. в республике зарегистрировано 257 преступлений, совершенных с использованием компьютерной техники, в т.ч. 196 преступлений против информационной безопасности. В первом квартале 2006 г. было зарегистрировано 41 такое преступление. Для сравнения: всего за 2005 г. было зарегистрировано 178 преступлений в информационной сфере».

Существующая сегодня в республике законодательная база в отношении правонарушений и преступлений в информационном пространстве, в сравнении с другими государствами — участниками СНГ, наиболее приближена к требованиям Международной конвенции о киберпреступности, считает И.Черненко. Присоединение к ней способствовало бы положительной оценке международным сообществом деятельности нашего государства в сфере обеспечения информационной безопасности и противодействия новой мировой угрозе — киберпреступности, а также совершенствованию национальной законодательной базы.

Отмечая важность присоединения республики к этому международному документу, представитель МВД пояснил, что в конвенции преступления, совершенные в информационной среде или против информационных ресурсов, или с помощью информационных средств фактически определены как киберпреступления и составлен примерный перечень этих преступлений.

И.Черненко считает, что залогом успешного противостояния и раскрытия таких преступлений является своевременный обмен информацией между правоохранительными органами разных стран. Практика показывает, что начало преступления может иметь место на территории одного государства, а окончание — в зоне юрисдикции другого.

Отмечая необходимость использования международного опыта в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, И.Черненко считает необходимым изучение ряда последних российских инициатив по борьбе с киберпреступностью, которые были разработаны в рамках проекта «Чистая сеть».

По его мнению, участие Беларуси в проекте «Чистая сеть» позволит более эффективно бороться с проявлениями экстремизма в сети Интернет. Целью проекта является разработка и реализация практических мер по противодействию использованию сети Интернет в террористических целях, очищение глобального информационного пространства от ресурсов, негативно влияющих на общественное и индивидуальное сознание, провоцирующих экстремистские и террористические проявления. Несмотря на то что в Беларуси нет ни социальных, ни религиозных, ни экономических предпосылок для экстремизма и терроризма, эти явления не имеют границ. Он также назвал весьма актуальным предложение российских коллег организовать, используя потенциал государственных и общественных институтов, международных правительственных и неправительственных структур, изучение, выявление интернет-ресурсов, которые пропагандируют терроризм, его идеологию, разжигание междунациональной и межрегиональной розни.

По его мнению, инициатива российской стороны по выработке общих критериев признания сайтов террористическими, методологии их выявления, мониторинга, а также пресечения их деятельности, закрытия и привлечения к ответственности говорит о том, что до настоящего времени в странах СНГ нет совершенной законодательной и методологической базы в данной области.

При этом начальник управления «К» назвал весьма своевременной инициативу россиян (управления «К» МВД России. — ИФ) о разработке понятийного аппарата в области борьбы с кибертерроризмом, о выработке основных терминов и критериев оценки этого явления. Российская сторона предложила организовать обмен информацией о функционировании террористических сайтов в интернет-пространстве, об организациях и лицах, использующих Интернет в террористических целях, для подготовки и совершения актов кибертерроризма, а также о каналах связи и порядке финансирования кибертеррористов, организациях, оказывающих им техническую и прочую поддержку.

И.Черненко также назвал «весьма актуальной» для Беларуси проблему несанкционированного доступа к банковским вкладам, к виртуальной информации и отметил необходимость использования опыта других стран. По его мнению, необходимо укреплять сотрудничество представителей правоохранительных структур, которые раскрывают преступления в сфере высоких технологий, с провайдерами и банковскими структурами в интересах усиления безопасности систем электронных расчетов и торговли.

Наше государство активно содействует международному сообществу в борьбе с распространением в сети Интернет детской порнографии, хотя, отметил собеседник агентства, для Беларуси изготовление порнографических материалов с участием детей нетипичное явление. В основном приходится сталкиваться с создателями платежных систем, обслуживающих такие порносайты, распространителями, занимающимися перепродажей изображений и фильмов, полученных из-за рубежа, в т.ч. через Интернет. «Из общего числа порносайтов, имеющих первичные признаки размещения в белорусском сегменте сети, реально нет ни одного. Тогда как большинство таких сайтов функционируют на ресурсах американских и других компаний. Таким образом, проблема носит ярко выраженный международный характер и требует объединения усилий правоохранительных органов всех стран», — считает И.Черненко.

При этом он привел пример, что с октября 2004 г. по настоящее время сотрудники управления, а также представители правоохранительных органов Великобритании, Германии, Латвии, Норвегии, Украины, США и других стран проводят совместную международную специальную операцию под кодовым названием «Невинные образы» в целях пресечения деятельности участников международных организованных преступных групп, занимающихся изготовлением и распространением детской порнографии в сети для получения преступных доходов. В результате выявлены тысячи таких ресурсов, а также тысячи лиц во всем мире, причастных к их созданию и распространению.