Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Зарубежный опыт
03.02.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАЖДЫЙ ПЛАНИРУЕТ ПО-СВОЕМУ©

Российское правительство несколько опередило белорусских коллег, утвердив свою программу действий 27 января. Антикризисной она тоже не именуется. Зато «план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабильности в 2015—2017 гг.», состоящий из 60 пунктов, содержит конкретные мероприятия, на которые власти РФ намерены направить около 2,3 трлн. RUВ.

 

Российское правительство несколько опередило белорусских коллег, утвердив свою программу действий 27 января. Антикризисной она тоже не именуется. Зато «план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабильности в 2015—2017 гг.», состоящий из 60 пунктов, содержит конкретные мероприятия, на которые власти РФ намерены направить около 2,3 трлн. RUВ.

Меры, перечисленные в документе, должны обеспечить устойчивое развитие экономики и социальную стабильность «в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры». При этом бюджетные расходы в 2015 г. будут сокращены на 10%, а в последующие 3 года — на 5% ежегодно.

Ключевые направления действий в течение ближайших месяцев включают в себя:

– поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в т.ч. высокотехнологичных, товаров;

– содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

– создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики;

– компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

– снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

– оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат;

– концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнение публичных обязательств;

– повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

На активизацию экономического роста будут, в частности, направлены такие меры, как увеличение бюджетных ассигнований бюджетам разного уровня бюджетной системы РФ при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (объем финансирования до 160 млрд. RUВ). Докапитализация системно значимых банков за счет агентства по страхованию вкладов обойдется в 1 трлн. RUВ, а остальных — с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) с целью реализации инфраструктурных проектов — до 250 млрд. RUВ. Внешэкономбанку будет предоставлено до 300 млрд. RUВ из средств ФНБ. Кроме того, в РФ собираются создать банк (агентство) «плохих долгов» для выкупа проблемных активов банков и долгов организаций. В 2015–2017 гг. объем государственных гарантий по кредитам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке, установленном правительством РФ, достигнет 3 млрд. RUВ, а по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестпроектов либо на иные цели, установленные правительством РФ, включая реструктуризацию текущей задолженности, — 200 млрд. RUВ. По кредитам системообразующим компаниям также будут предоставляться госгарантии.

На меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта планируется потратить 4 млрд. RUВ. Из них 3 млрд. будут израсходованы на субсидии Внешэкономбанку в виде имущественного взноса РФ на докапитализацию Росэксимбанка, субсидирование его процентной ставки по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Эти меры должны способствовать увеличению объема экспорта товаров и услуг с использованием госгарантий.

На поддержку малого и среднего предпринимательства выделяется 5 млрд. RUВ. Кроме того, планируется увеличить в 2 раза предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП: для микропредприятий — с 60 до 120 млн. RUВ, для малых предприятий — с 400 до 800 млн., для средних — с 1 до 2 млрд. RUВ. Также обещается снижение избыточного антимонопольного контроля, предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%, расширение перечня видов деятельности, где допускается работа по патентам. Субъекты РФ получат право снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн. до 500 тыс. RUВ), а ставку единого налога на вмененный доход — с 15% до 7,5%. Право на применение 2-летних «налоговых каникул» будет распространено на всех впервые зарегистрированных ИП в сфере производственных и бытовых услуг.

Второй раздел плана посвящен поддержке отраслей экономики. Здесь предусматривается определить наиболее приоритетные мероприятия госпрограмм РФ с целью их финансирования и обеспечения ввода объектов в 2015 г. Планируется предоставить АПК в 2015 г. дополнительные 50 млрд. RUВ из федерального бюджета на господдержку сельского хозяйства, скорректировать механизм субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таким образом, российский АПК получит средства для усиления своей конкурентоспособности, в т.ч. по отношению к белорусским экспортерам.

В плане предусматривается расширение стимулирования кредитования строительства жилья экономкласса и объектов инженерной инфраструктуры, реализация ряда инвестпроектов, капремонт многоквартирных домов, а также выдача социальных ипотечных кредитов отдельным категориям граждан на специальных условиях. Объемы финансирования пока не определены.

Промышленность и топливно-энергетический комплекс пока получат деньги по 4 пунктам. Три млрд. RUВ — на продление программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами РФ автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газе, 10 млрд. — на стимулирование обновления парка транспортных средств в 2015 г. (утилизация) — с увеличением объема при принятии отдельного решения. Два млрд. RUВ выделяются на субсидирование скидки на сельхозтехнику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям. В уставный капитал Росагролизинга будет внесено 2 млрд. RUВ для реализации программы льготного лизинга сельхозтехники российского производства и поддержки экспорта. Одновременно эти меры могут подорвать и без того пошатнувшиеся позиции белорусских машиностроителей на рынке РФ.

Транспорту правительство РФ обещает субсидирование части затрат на уплату процентных ставок по кредитам, увеличение субсидирования региональных авиаперевозок, а также дополнительную поддержку внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения, включая установление на 2015–2016 гг. льготной ставки НДС в размере 10%.

Для обеспечения социальной стабильности на мероприятия по изменению структуры занятости планируется потратить 82,2 млрд. RUВ. Кроме того, планируется предоставить право в 2015 г. на единовременную выплату за счет средств материнского капитала (по 20 тыс. RUВ), выделить 10 млрд. RUВ бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, 188 млрд. — на индексацию страховых пенсий на уровень инфляции.

Ожидаемый результат — материальная поддержка граждан и компенсация российским производителям технических средств реабилитации потерь от колебаний валютного курса.

Меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения включают стабилизацию цен на жизненно важные лекарства и регистрацию госцен на медицинские изделия — импланты, улучшение лекарственного обеспечения граждан, в т.ч. имеющих право на получение государственной социальной помощи, компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении лекарств, медицинских изделий и расходных материалов, в т.ч. закупаемых в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, — всего на 16 млрд. RUВ.

План предполагает введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии двух и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств). Исключений для производителей из стран ЕАЭС здесь пока не предусмотрено.

Кирилл ПРУДНИКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений