$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Каждому трудно по-своему

21.08.2009

В статье В.Байнева и В.Винника поднимаются чрезвычайно важные, фундаментальные вопросы, некоторые из которых выходят за пределы экономической теории. Хочу поделиться своим видением этих проблем соотношения производства и оптово-посреднической торговли.

Виктор МАРГЕЛОВ, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства

Существует ли 10-кратное неравенство возможностей между торговыми предприятиями и производственными, как пишут авторы статьи? Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как кажется В.Байневу и В.Виннику. Конечно, абсолютно равных условий нет, каждому трудно по-своему. Теоретически сравнительный анализ реальной прибыльности при разных сроках оборачиваемости двух абстрактных предприятий, приведенный в статье, не вызывает сомнений — это элементарная арифметика. Но нет ли подвоха в сравниваемых цифрах рентабельности? Пожалуй, есть.

Для белорусского торгового оптового предприятия, работающего с товаром, деньги от которого оборачиваются за месяц, 10-процентная рентабельность огромная редкость. Официальная статистика говорит нам о 4-5% средней рентабельности в оптовой торговле и 14% в промышленности (в докризисное время). Опыт реального бизнеса свидетельствует о реальной средней оборачиваемости средств в пределах 3 месяцев при оптовой торговле импортом и 2 месяцев при торговле отечественными товарами продовольственной группы. Для непродовольственных сроки могут увеличиваться в несколько раз. Причем зависимость проста: чем выше оборачиваемость, тем ниже рентабельность (больше игроков на рынке).

Отдельный вопрос: а 14% рентабельности в промышленности — это много или мало? Для тех отраслей, которые получили развитие в нашей стране (как правило, с невысокой удельной добавленной стоимостью) она недостаточна для эффективного расширенного производства. Основные причины тоже известны: технологическая отсталость, излишний персонал, чрезмерные налоги и госрегулирование (прежде всего в ценообразовании). И выводы тоже все знают: основная задача предприятий (и производственных, и торговых) может быть только одна — получение прибыли. Краткосрочной или долгосрочной — все решает ситуация и цели, которые ставят собственники, при этом, очевидно, существует ряд условий, как можно и как нельзя ее зарабатывать. Нет прибыли — нет техперевооружения, есть технологическая отсталость, нет денег на привлечение лучших кадров, что влечет за собой падение продаж. Круг замкнулся.

Следует отметить еще одну тенденцию. Мировое производство достигло такого технологического уровня и имеет такой запас производственных мощностей, что на первом месте у многих давно стоит задача не произвести, а продать производимое. Зарубежная статистика говорит о том, что по многим товарам в общей их продажной цене затраты на производство не превышают 30%. Остальное — расходы на продажу, сервис, рекламу и т. д.

Вывод из этого простой: легких денег нет нигде, рынок регулирует норму прибыльности по отраслям. Главным фактором является не то, чем ты, производством или торговлей, занимаешься, а насколько эффективно (по отношению к конкурентам) ты работаешь. Считаю также, что иностранное слово «конкуренция» не совсем правильно отражает суть процессов взаимодействия предприятий на современном рынке. Лучше подходит русское слово «соревнование».

Серьезнейшим является вопрос, как совместить принципы добродетельности с принципами борьбы за существование? Он стоит перед каждым человеком, а не только перед предпринимателями. Не стать рабом денег не так-то легко, особенно больших, но вполне возможно. Тысячи и тысячи наших предпринимателей сегодня — это люди высокого уровня духовности, прошедшие тяжелую жизненную школу. Именно такие по зову сердца оказывают большую помощь детским домам, инвалидам, ветеранам, церкви. Но только по этому их оценивать — значит упрощать ситуацию. В жизни каждый из нас занимается чем-то своим, но деятельность каждого оказывает влияние на многих других и мир в целом. В этом плане предприниматели как работодатели создают материальные условия для многих граждан. А это, в свою очередь, является важнейшим фактором и духовного развития людей.

Мир идет вперед, и если мы будем смотреть друг на друга через амбразуры классовых противоречий, не будем учитывать положительный опыт общественного взаимодействия в других странах — наше место на обочине истории. А этого, я уверен, не хочется никому, каких бы взглядов, либеральных или марксистских, мы ни придерживались.