$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Казенные деньги транжирить не дадут

21.11.2008

    Через два месяца начнет действовать новый порядок госзакупок. В изданном главой государства Указе от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» ужесточаются требования к должностным лицам по соблюдению норм конкурсного законодательства.

   Принятый документ прежде всего расширяет цели государства в данной области. Помимо эффективности расходования бюджетных средств, что ставилось во главу угла Указом от 25.08.2006 № 529, новый нормативный правовой акт ориентирует на обеспечение гласности и прозрачности закупочного процесса, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, а также дебюрократизации и упрощения самой процедуры закупок.

   Ключевым фактором в реализации указанных целей должно стать усиление организующей роли должностных лиц разного ранга, причастных к использованию государственных средств. Как говорится в официальном комментарии, руководители госорганов и закупающих организаций наделяются правом большей самостоятельности и повышения ответственности при принятии решений по данному вопросу.

  Прежнее Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом № 529, предписывало, например, длинную цепь согласований действий рядового заказчика. По многим закупкам в ней была задействована буквально вся вертикаль управления, включая Совмин и Президента. Причем необходимо было согласовывать не только выбор того или иного поставщика, но и задание на закупку.

   Как показала практика, такое согласование обычно растягивалась на несколько месяцев, даже случалось на полгода и более. За это время необходимый товар мог исчезнуть с рынка, пропасть надобность в нем, обанкротиться потенциальный поставщик, наконец, цены резко поползти вверх. Но винить было некого — порядок есть порядок.

   В конце концов такая бюрократия вызвала резкую критику главы государства. На совещании по вопросу госзакупок, состоявшемся 13 июня с.г., Александр Лукашенко отверг косметическое, по его словам, изменение правил их проведения, и поручил радикально изменить архитектуру процесса — «опустить до уровня министров, губернаторов и руководителей предприятий решение вопросов об осуществлении госзакупок, они же будут нести ответственность».

   Так вот, содержание Указа № 618 и представляет юридическое воплощение данной концепции. «Отменяется многоступенчатая процедура согласований с различного уровня государственными органами», — подчеркивается в сообщении пресс-службы Президента.

   Первая реакция непосредственных участников закупочной деятельности на конкурсной основе — позитивная. Как сообщили «ЭГ» члены конкурсных комиссий ряда организаций, в особенности они приветствуют отмену согласования заданий на закупку с действующими при Совмине, облисполкомах и Мингорисполкоме комиссиями по повышению конкурентоспособности экономики. Кстати, о КПД их деятельности не самое лучшее мнение имело место и в Администрации Президента. За 2007 г. заданий на закупку было более 4,3 тыс. Мыслимо ли провести качественный по ним анализ? Для того чтобы комиссии дать заключение по какой-то одной закупке, необходимо запросить мнения других ведомств. А если таких заключений тысячи?

   Согласно Указу № 618 введение нового порядка госзакупок означает ликвидацию института межведомственных комиссий. Напомним, в соответствии с Указом № 529 в стране функционировали республиканские комиссии по закупкам медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств, товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, для Минобороны и других силовых ведомств. Но, по мнению А.Лукашенко, высказанному на совещании 13 июня, «деятельность межведомственных комиссий в этой области зачастую приводит лишь к волоките, излишнему формализму, затягиванию сроков, а нередко и к злоупотреблениям».

   Не нашлось места в новом порядке, как отмечается в официальном комментарии, и «экспертным советам». Прежний порядок предусматривал, в частности, согласование закупок с экспертным советом НАН Беларуси на предмет научно-технической экспертизы.

   Впрочем, отдельные госорганы наделяются дополнительными полномочиями. Так, на Минфин возлагается обязанность ведения регистрации договоров о госзакупках, Белстату поручается ведение по ним единой статотчетности.

   Существенные права на самостоятельные действия в данной сфере предоставляются министерствам, ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому по вопросу централизации госзакупок. Например, согласно п. 5 Указа № 618 «при централизации государственных закупок заказчиков, входящих в состав (подчиненных) одного государственного органа (иной государственной организации), и (или) закупок самого государственного органа (иной государственной организации) организатор и перечень товаров определяются этим государственным органом (иной государственной организацией)».

   Порядок определения организатора (уполномоченной организации) и перечня централизованно закупаемых им товаров «в случае выделения средств из республиканского бюджета» установлен и при централизации госзакупок для нужд здравоохранения, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

   Там, где госорганы не будут по каким-либо соображениям осуществлять госзакупки централизованным способом, право на самостоятельные действия получают рядовые заказчики. Например, они могут «передать свои функции по проведению процедуры закупки» иному юридическому лицу — организатору. Правда, договоры с выбранными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) они все же должны заключать сами — без посредников.

   В общем, закупочная деятельность в стране за бюджетные деньги, а также «за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов» с выходом Указа № 618 существенно демократизируется. Вместе с тем на госорганы, заказчиков, организаторов перекладывается ответственность за достижение целей, объявленных данным нормативным актом. «Руководители государственных органов (иных государственных организаций), их заместители несут персональную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности за необеспечение выполнения требований законодательства о государственных закупках», — гласит п. 9 Указа.

   Еще более строгие меры ответственности предусмотрены для непосредственных участников закупочной деятельности — председателей и членов комиссий, которые создаются для проведения госзакупок.

   За несоблюдение их правил, что явится причиной ущерба государству, организациям или гражданам, эти лица, а также другие, задействованные в процессе проведения конкурсных процедур, «несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством». Особое внимание председателей и членов конкурсных комиссий Указ №618 обращает на недопущение таких действий как:

  • не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре госзакупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о таких закупках;
  • изменение условий договора на госзакупку, если иное не предусмотрено в актах Президента, законах и постановлениях Совета Министров, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества.

   В новом порядке госзакупок сохранен прежний перечень видов процедур — конкурс (открытый, закрытый — они могут быть двухэтапными), процедура запроса ценовых предложений, процедура оформления конкурентного листа и процедура закупки из одного источника. При этом минимальный порог, от которого начинаются закупки на конкурсной основе, поднят с 30 БВ до 50.

   Однако механизм проведения процедур по новым правилам пока неизвестен — Указ № 618, в отличие от Указа № 529, передал утверждение Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупок с президентского уровня на правительственный. Причем, сиюминутных действий от Совмина не требуется — переход со старого порядка на новый пройдет через два месяца после официального опубликования Указа № 618.

Михал СТЕЛЬМАК

P. S.  Белорусская торгово-промышленная палата 10 декабря при участии Минэкономики и информационной поддержке «ЭГ» проведет семинар, где будут рассмотрены особенности нового порядка госзакупок.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях