Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Международные отношения
22.07.2003 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Казахстанский бизнес готов инвестировать капитал в белорусскую экономику...

В последние годы торгово-экономические отношения Казахстана и Беларуси характеризуются нестабильностью и отсутствием поступательной динамики. Вместе с тем есть огромные перспективы роста нашего взаимовыгодного сотрудничества. Недавно в нашу страну приехал человек, хорошо знающий, как их реализовать...

В последние годы торгово-экономические отношения Казахстана и Беларуси характеризуются нестабильностью и отсутствием поступательной динамики. Вместе с тем есть огромные перспективы роста нашего взаимовыгодного сотрудничества. Недавно в нашу страну приехал человек, хорошо знающий, как их реализовать. Это Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Газиз АЛДАМЖАРОВ, беседу с которым мы вам и предлагаем.

-- Многие аналитики считают, что белорусско-российская интеграция уходит на второй план, а на первый выходит союз "четырех": России, Беларуси, Казахстана и Украины. И если это действительно так, то как вы видите в этом контексте перспективы казахстанско-белорусских отношений?

-- Я не стал бы давать такие категорические оценки относительно первого или второго плана. Дело в том, что цели, задачи работы этих образований серьезно отличаются. В одном случае речь идет о едином союзном государстве со всеми его атрибутами, во втором -- о консолидации усилий четырех государств в деле формирования общего экономического пространства через единую таможенную территорию, унификацию торговых режимов, координацию действий при вступлении в ВТО и т.д. Так что это разные вещи, но они органично вписываются в тезис "разноуровневой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ".

Говоря о перспективах нашего торгово-экономического сотрудничества, хотел бы отметить, что за последние пять лет они характеризуются нестабильностью и отсутствием поступательной динамики товарооборота: в один год он достигает 84 млн. USD, в другой -- падает до 37 млн. и вновь все повторяется. Хотя следует отметить, что начиная с 2000 года казахстанский импорт из Беларуси имеет устойчивую тенденцию роста -- с 20 до 40 млн. USD, а белорусские закупки прогрессирующе снижаются -- с 45 до 8--15 млн. USD (снижение в 3--5 раз). Из чего можно сделать вывод об отсутствии паритетности в двусторонней торговле, когда казахстанская сторона наращивает обороты, а белорусская сдерживает свой импорт. В целом же товарооборот в последние годы снизился в 4--5 раз по сравнению с уровнем 1991 года, составлявшим в тот период порядка 250 млн. USD. Было бы преждевременно ставить задачу достижения уровня торговли между двумя государствами союзных времен. Тем не менее значительный потенциал перевода экономического взаимодействия в предсказуемую, устойчивую и нарастающую траекторию роста есть.

-- Что же нужно делать, чтобы скорректировать ситуацию?

-- Существуют серьезные внешние факторы: высокая плата за транзит через Россию, трудности во взаиморасчетах и др. Однако главное -- отсутствие должной системности в реализации существующих межгосударственных договоренностей и инертность бизнес-кругов обеих стран. Главное для всех нас -- это своевременная и качественная реализация договоренностей, достигнутых главами двух стран в рамках Программы долгосрочного экономического сотрудничества между Казахстаном и Беларусью на 2001--2008 годы. В ней практически по всему спектру торгово-экономических отношений и срокам реализации расписан алгоритм наших совместных действий на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Однако если с формированием договорной базы дела обстоят более или менее благополучно, то разделы, включающие вопросы развития товарных рынков (организации поставок техники, зерна, нефти, металлов, лизинговые операции, открытие торговых домов, создание совместных производств и др.), выполняются от случая к случаю.

Следует отметить, что и на двух заседаниях межправительственной казахстанско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК) (1998г., 2002г.) существенных подвижек не было достигнуто. В этой связи на первый план выходит реализация положения Договора, согласно которому ход выполнения Программы должен рассматриваться на ежегодных заседаниях МПК. Также необходимо реализовывать договоренности государств о ежегодном (в начале года) информировании председателей национальных частей комиссии об итогах выполнения Программы.

-- Какие направления и формы торгово-экономического сотрудничества представляются вам наиболее перспективными? Что необходимо сделать для их реализации?

-- Серьезного внимания заслуживает развитие форм торговли через представительства крупных промышленных предприятий обоих государств. До настоящего времени, главным образом в силу пассивности и осторожности представителей обеих стран, удалось внедрить такую форму только с объединением "Атлант", которое за последние годы довело реализацию холодильной техники в Казахстане до 15 тыс. единиц в год. При этом "Атлант" достаточно успешно конкурирует на казахстанском рынке с производителями аналогичной продукции дальнего зарубежья.

В свою очередь Казахстан мог бы открыть представительства своих крупных промышленных предприятий (металлургия, нефтедобывающая и угледобывающая промышленность и др.) в Беларуси или передать эти функции крупным государственным белорусским концернам типа "Белресурсы". Кстати, в 1991 году Казахстан поставлял в Беларусь 35 тыс. тонн черного проката, 9 тыс. тонн белой жести, более 2 тыс. тонн цветных металлов, а сейчас -- немногим больше 5 тыс. тонн. В этом плане необходимо более широкое использование преференциальных преимуществ свободных экономических зон, благо они созданы в каждом регионе Беларуси.

В числе актуальных проблем нашего сотрудничества -- транзит продукции двух стран по российской территории. К примеру, при перевозке пшеницы из Казахстана в Беларусь сквозной тариф за тонну груза в 2 раза превышает внутрироссийский тариф, а мазута -- более чем в 3 раза и т.д. Сейчас, например, белорусские станки и другая большегрузная техника поставляются в Китай через Сибирь, в то же время в рамках Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали это можно было бы делать через казахстанскую железнодорожную станцию "Дружба", сокращая транспортный путь на тысячи километров.

В этой связи можно было бы распространить российско-белорусский опыт работы железнодорожных администраций, в рамках которого для белорусских предприятий определен перечень видов продукции, которые можно везти по территории России по белорусским тарифам.

Аналогичная схема взаимодействия вполне возможна и для работы в рамках Беларуси, России и Казахстана. Убежден, что это выгодно и российской стороне, если смотреть на вопрос в долгосрочном плане. Возможно формирование совместной комиссии трех стран по этому вопросу, более полное использование возможностей наших парламентов и другое. Можно решать эту проблему и в рамках "четверки" с участием Украины. Необходима воля, и все решится.

-- И каким, на ваш взгляд, должен быть механизм реализации этих проектов?

-- Для достижения этих целей представляет определенный интерес возможность оптимизации (в сторону уменьшения) налогового давления на субъекты хозяйствования -- участников ВЭД, что позволит увеличить численность белорусских и казахстанских компаний, участвующих во внешнеторговых операциях между нашими странами. Можно было бы в рамках реализации Программы долгосрочного торгово-экономического сотрудничества в законодательном порядке ввести временные льготы в части взимания НДС с импортеров обеих стран, чтобы сделать это "направление" привлекательным для бизнеса.

Для этого необходимо подписать Протокол об изъятиях к казахстанско-белорусскому Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, в котором можно было бы предусмотреть временное введение "нулевой ставки" НДС, применяемой к отдельным особо "чувствительным" товарам при их поставках из Казахстана в Беларусь и обратно (перечни 1 и 2). Благо между нашими государствами с 2000 года уже действует Соглашение о взимании НДС по принципу страны назначения. Это позволяет снизить цены на экспортируемые товары той и другой стороной вкруговую на 20%, что значительно повышает конкурентоспособность казахстанской и белорусской продукции по сравнению с ценами на аналогичные товары стран СНГ.

Или же можно было рассмотреть вопрос создания двух торговых домов в Казахстане и Беларуси с участием от двух государств одних и тех же фирм в качестве учредителей. При этом обязательным условием его успешного функционирования должно стать непосредственное участие обоих государств в организации торговых домов, к примеру, в качестве ген-учредителей (с долей государства в 20--30%) под эгидой правительства двух государств.

Статус торговых домов должен быть высоким, руководство которых обладало бы необходимыми координирующими и контролирующими полномочиями по всему спектру практических (хозяйственных) отношений и было бы "вхожим" во властные структуры обоих государств для оперативного согласования проблемных вопросов.

Серьезным подспорьем торговому дому мог бы стать "Астанаэксимбанк" -- первый банк на территории Беларуси со 100-процентным казахстанским капиталом, который с осени 2001 года успешно работает на белорусском рынке, или же "Приорбанк", финансовые ресурсы которого в значительной мере сформированы с участием австрийского капитала. Эта совместная деятельность, несомненно, привела бы к нормализации финансовых взаиморасчетов деловых кругов Казахстана и Беларуси и финансированию совместных проектов.

-- Есть информация, что в настоящее время идет проработка проекта по сотрудничеству белорусских НПЗ и казахстанских компаний по добыче нефти. Ваш комментарий...

-- Мы добываем 50 млн. тонн нефти в год, к 2015 году планируем увеличить ежегодную добычу до 180 млн. тонн. Для нас интересна организация сотрудничества с Беларусью в нефтяном бизнесе, в основе которого -- взаимовыгодное использование казахстанского нефтесырья, имеющихся белорусских нефтепроводов и мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Возможны различные схемы -- толлинг, реализация продуктов переработки на Запад, прокачка казахстанской нефти в Польшу, Германию и др.

Более того, в последние годы в российско-белорусском балансе топливно-энергетических ресурсов указывается поставка и казахстанской нефти в количестве 1 млн. тонн в системе магистральных нефтепроводов "Транснефть" в Беларусь по согласованным двух-или трехсторонним контрактам между хозяйствующими субъектами России, Беларуси и Казахстана.

Дело только за подписанием Соглашения между правительствами РБ и РК о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов, проект которого парафирован еще в 2001 году. Видится, что оптимальным решением стала бы возможная организация казахстанско-белорусского совместного предприятия с приданием ему фискальных льгот, предусмотренных для аналогичных иностранных предприятий.

Еще хотел бы в увязке с этим вопросом отметить, что посольство информировало казахстанские бизнес-круги о начале приватизационных процессов в нефтехимическом комплексе Беларуси. Думаю, казахстанский капитал не оставит без внимания эту возможность более тесного сотрудничества с белорусскими партнерами. Необходимы только соответствующие условия и гарантии. С учетом этого посольство намерено организовать в Минске форум с участием официальных и деловых кругов обоих государств, в рамках которого планируется выйти на конкретные формы взаимодействия в данном направлении.

-- Между нашими странами всегда очень сильными были связи в области сельского хозяйства. Казахстан поставлял нам высококачественную пшеницу твердых сортов, хлопок, табак, шерсть и многое другое. Беларусь, в свою очередь, продавала сельхозтехнику. Как вам видится наше сотрудничество в этом направлении в текущем году, учитывая нынешние неблагоприятные погодные условия в Беларуси?

-- В Казахстане принята программа по возрождению казахстанского села, в соответствии с которой планируется вложить в 2003--2005гг. в эту сферу свыше 1 млрд. USD, главным образом в обновление материальной базы АПК. Это без учета солидных средств, которые государство планирует направить для этих целей из инвестиционного, инновационного фондов и фонда развития Казахстана, формируемых, главным образом, за счет продажи минеральных ресурсов нашего государства.

Белорусская техника у нас, как и в союзные времена, пользуется успехом. Но в настоящее время Казахстан ежегодно приобретает около 350 белорусских тракторов, тогда как в прежние годы эта цифра доходила до 6000. Необходимо в срочном порядке "исправлять" ситуацию.

Нужно по-новому организовать продвижение белорусской сельхозтехники и запасных частей к ней в казахстанские регионы. Создать торговые центры на территории Казахстана с использованием баз и инженерных сетей системы бывшей Казсельхозтехники.

Кстати, и поставки казахстанского зерна в Беларусь могли бы быть большими. Известно, что ваша страна заинтересована в высококачественном казахстанском зерне -- в союзные времена его поставки достигали 600 тыс. тонн в год. По нашему мнению, назрела необходимость в заключении долгосрочного межправительственного договора: определенное количество казахстанского зерна из госзакупок в обмен на определенное количество и ассортимент техники для сельского хозяйства. Для таких целей можно было бы ежегодно формировать фонд зерна примерно 500 тыс. тонн.

Аналогичная схема возможна в отношении поставок казахстанского табака, хлопка-сырца и шерсти путем заключения долгосрочных контрактов с соответствующими белорусскими структурами. Хотя в последние годы их поставки растут, но этого явно недостаточно. В этом плане мне представляется, что большую активность должна проявить белорусская сторона.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by