$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

КАЗАХСТАН ОТКРЫВАЕТ РЫНОК ГОСЗАКУПОК©

10.12.2013

Белорусские организации с 1.01.2014 г. смогут участвовать в качестве поставщиков, подрядчиков, исполнителей в госзакупках Казахстана, сообщил в Минске директор департамента Центра электронной коммерции национального оператора в сфере электронных государственных закупок этой страны Куат Султан.

В соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 г. в новом году истекает время отсрочки, предоставленной Казахстану по вопросу допуска на свой рынок госзакупок российских и белорусских организаций. Одновременно Россия и Беларусь также должны открыть свои рынки госзакупок для казахстанских поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Отметим, эти шаги распространяются на госзакупки, проводимые в электронном формате.

Изучение особенностей национального режима электронных госзакупок Беларуси и является целью нынешнего визита казахстанских специалистов. Одновременно они проведут в Минске презентацию своего рынка, правил и технологий. В настоящее время на веб-портале госзакупок Казахстана (www.goszakup.gov.kz) зарегистрировано около 155 тыс. пользователей, из которых 130 тыс. — поставщики, подрядчики, исполнители, а 25 тыс. — заказчики (министерства, иные государственные организации), рассказал К.Султан. Ежегодный объем рынка госзакупок Казахстана составляет порядка 15 млрд. USD. Годовые объемы закупок в 2013 г. ряда министерств (ведомств) представлены в следующей таблице: (см. печатную версию "ЭГ").

При этом у казахстанского министерства транспорта и коммуникаций больше всего средств предназначено на госзакупки работ и услуг по сооружению дорожной инфраструктуры.

Годовые объемы госзакупок областей, планируемых акиматами (региональный орган исполнительной власти в Казахстане), также составляют внушительные суммы, в частности: г. Астана — 183 млрд. тенге, г. Алматы — 132 млрд., Южно-Казахстанская область — 119 млрд., Кустанайская область — 100 млрд., Восточно-Казахстанская область — 79 млрд., Павлодарская область — 50 млрд. (1 тенге на 6.12.2013 г. составлял 60,9 Br). В частности, в столице Казахстана львиная доля средств (58 млрд. тенге) распределена в пользу подрядчиков, занимающихся возведением в городе различных зданий и сооружений.

Казахстанским законом от 21.07.2007 № 303-III «О государственных закупках» установлены квалификационные требования к потенциальным поставщикам, в т.ч. в части обладания ими соответствующими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о госзакупках. При этом потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям, включаются в реестр недобросовестных участников госзакупок. О том, что в Казахстане весьма требовательно относятся к исполнению поставщиками своих обязательств перед заказчиками, свидетельствует статистика. Только в истекшем периоде 2013 г. недобросовестными в этой стране признано 4124 поставщика, из которых 1428 юридических и 2696 физических лиц.

По словам К.Султана, казахстанская система электронных госзакупок является эффективным инструментом экономии казенных денег. Только за январь–ноябрь т.г. ей сэкономлено порядка 30 млрд. тенге, а общая экономия бюджетных средств за 2010–2013 гг. составляет более 200 млрд. тенге, или 1,3 млрд. USD. При этом 24% этой суммы — вклад электронных конкурсов, 14% — электронных аукционов. Самая же популярная в Казахстане процедура запроса ценовых предложений имеет и самый высокий удельный вес в условной экономии средств при осуществлении госзакупок — 28%.

Михал СТЕЛЬМАК