Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
100,899.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Юридическим лицам
26.11.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кассовые суммирующие аппараты

Обязательно ли использование кассового суммирующего аппарата (КСА) для приема наличных денежных средств организацией, занимающейся подготовкой водителей? При решении вопроса о необходимости установки КСА в стационарном торговом (обслуживающем) пункт...

Обязательно ли использование кассового суммирующего аппарата (КСА) для приема наличных денежных средств организацией, занимающейся подготовкой водителей?

При решении вопроса о необходимости установки КСА в стационарном торговом (обслуживающем) пункте, не указанном в Перечне стационарных торговых (обслуживающих) пунктов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, утв. постановлением Минторга от 8.02.2002г. N 4, следует руководствоваться определением стационарного торгового (обслуживающего) пункта, приведенном в подп.2.1 п.2, а также подп.2.2 данного постановления.

Так, к стационарным торговым (обслуживающим) пунктам относятся пункты, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли и оказания услуг зданиях (строениях, сооружениях) или помещениях, представляющие собой строительную систему, имеющую замкнутый объем, торговые (обслуживающие) пункты, расположенные внутри стационарных (торговых) обслуживающих пунктов, предоставленные в порядке, установленном законодательством, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для реализации товаров (работ, услуг).

Если наличные денежные средства организацией, занимающейся подготовкой водителей, принимаются в стационарном пункте, это надо делать с применением КСА или специальных компьютерных систем (далее -- СКС).

Субъект предпринимательской деятельности занимается перевозкой пассажиров на регулярных междугородных маршрутах. С Минскпассажиравтотранс и другими юридическими лицами заключены договоры о реализации билетов через автостанции. Сами водители в автобусах билеты не продают. В каких случаях необходимо наличие КСА в салоне автотранспортного средства?

Если в автобусах, осуществляющих междугородные маршруты, билеты за проезд не реализуются (т.е. водителем или иным лицом не принимаются наличные денежные средства за проезд), а реализация билетов осуществляется через кассы автостанций, то в данном случае не требуется наличие КСА в салоне автотранспортного средства (автобуса).

Если же плата за проезд взимается непосредственно в автобусе, то в этом случае прием наличных денежных средств в салоне автотранспортного средства должен осуществляться с использованием КСА.

В Государственный реестр моделей (модификаций) КСА и СКС, используемых на территории РБ (далее -- Государственный реестр), с областью применения "услуги по пассажирским перевозкам автотранспортом" для выдачи билетов в салонах автотранспортных средств (автобусах) включены КСА "КСАТ-01Ф" и "КСАТ-02Ф".

Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов и смет заключает договоры на проведение экспертизы проектов с юридическими и физическими лицами, а также с индивидуальными предпринимателями. Согласно Указу Президента от 2000-06-29г. N 359 (далее -- Указ N 359) расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ограничиваются в пределах 50 базовых величин в месяц. Рассмотрим применение Указа на следующих примерах.

Пример 1. Заказчиком в договоре на выполнение работ по экспертизе проекта "Газоснабжение индивидуальной жилой застройки" выступает исполком. Частичную оплату за изготовление проекта и проведение экспертизы заказчик перекладывает на физических лиц, проживающих в данном населенном пункте. Распространяется ли действие Указа N 359 на прием наличных денег от физических лиц в кассу управления госэкспертизы за проведение работ по экспертизе проекта?

Согласно п.5 Инструкции о мерах ответственности за нарушение Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утв. постановлением правления Нацбанка от 2000-11-13г. N 30.3, к расчетам наличными денежными средствами между предприятиями относятся расчеты, связанные с использованием физическими лицами личных средств (банковская пластиковая карточка, расчетный чек, чек из чековой книжки, наличные денежные средства и др.) в интересах предприятия, с которым они состоят в трудовых отношениях. Физические лица, проживающие в населенном пункте, где проводится газ, и вносящие частичную оплату за изготовление проекта и проведение экспертизы, не состоят в трудовых отношениях ни с органом местной исполнительной власти, ни с названным управлением, и наличные вносят в кассу управления как физические лица, для которых выполняются работы по экспертизе проекта.

Таким образом, действие Указа N 359 на прием наличных от физических лиц в кассу управления за проведение работ по экспертизе проекта не распространяется.

Пример 2. Заказчиком в договоре на выполнение работ по экспертизе проектов выступает индивидуальный предприниматель. Имеет ли право организация принять от него в кассу наличные деньги, если у него нет расчетного счета в банке, или необходимо рекомендовать ему обратиться в филиал АСБ "Беларусбанк" для проведения расчетов?

В соответствии с Указом N 359 расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в РБ осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке. Расчеты наличными допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Беларуси в размере не более 50 базовых величин в месяц с разрешения руководителя обслуживающего банка. Также расчеты наличными допускаются юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере, превышающем 50 базовых величин в месяц, за продукцию (товары, работы, услуги) при внесении этих денег непосредственно в кассы банков с последующим их зачислением на текущие (расчетные) счета получателей в порядке, определенном Нацбанком.

Следовательно, организация может принять от индивидуального предпринимателя в кассу наличные только в размере не более 50 базовых величин в месяц, если есть разрешение руководителя обслуживающего банка (размер установлен для всей суммы расчетов наличными в месяц с юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, индивидуальному предпринимателю лучше рекомендовать произвести расчет с внесением денежных средств непосредственно в кассу банка (ближайший филиал АСБ "Беларусбанк") с последующим их зачислением на текущий (расчетный) счет организации (управления госэкспертизы). При превышении у организации указанного размера следует внести денежные средства непосредственно в кассу банка с последующим их зачислением на текущий (расчетный) счет организации.

Пример 3. В районном центре религиозной организацией строится храм. Она выступает заказчиком на проведение экспертизы. Священник привез для расчета с организацией (управление госэкспертизы) наличные деньги, но так как сумма превышала 500000 руб., организация предложила оплатить работу через филиал АСБ "Беларусбанк". Правильно ли она поступила?

Организация (управление госэкспертизы) поступила в данном случае правильно, так как религиозная организация, строящая храм, является юридическим лицом и на нее распространяются нормы законодательства, приведенные в ответе по примеру 2.

Таким образом, в данном случае религиозная организация должна произвести расчет путем внесения денежных средств непосредственно в кассу банка (ближайший филиал АСБ "Беларусбанк") с последующим их зачислением на текущий (расчетный) счет организации (управления госэкспертизы).

В магазине прием наличных денежных средств осуществляется с использованием КСА, зарегистрированных в инспекции МНС. Надо ли регистрировать в инспекции МНС приходные кассовые ордера для оприходования в центральную кассу выручки, принятой с использованием КСА?

В соответствии с п.2 ст.8 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" юридические и физические лица, занимающиеся реализацией продукции (работ, услуг) за наличный расчет через стационарные торговые (обслуживающие) пункты, обязаны осуществлять прием денежных средств с использованием КСА или СКС, зарегистрированных в инспекции МНС. В остальных случаях при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет прием денег осуществляется по приходным кассовым ордерам либо отрывным талонам (билетам), зарегистрированным в инспекции МНС.

Таким образом, при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет через стационарные торговые (обслуживающие) пункты, в Перечень которых постановлением Минторга от 8.02.2002г. N 4 включены магазины, прием наличных денежных средств должен осуществляться с использованием КСА, зарегистрированных в инспекции МНС, и в этом случае регистрировать приходные кассовые ордера для оприходования в центральную кассу выручки, принятой с использованием КСА, не надо.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by