$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КАСКО ДИКТУЮТ ПОКУПАТЕЛИ

15.04.2011

Сегмент добровольного автострахования остается одним из наиболее проблемных на страховом рынке республики. Об этом свидетельствует статистика за 2010 г., опубликованная Белорусской ассоциацией страховщиков (БАС).

По данным ассоциации, в 2010 г. из 16 страховых компаний, предлагающих услуги по добровольному страхованию наземных транспортных средств физлиц, у 4 выплаты страхового возмещения превысили поступления от взносов. В их числе оказались два крупнейших игрока: Белгосстрах и Би энд Би иншуренс Ко, на долю которых приходится более половины рынка. Отношение выплат к поступлениями у Белгосстраха составило 100,3%, у Би энд Би иншуренс Ко — 107,2%. Кроме того, убыточным автокаско оказалось для Промтрансинвеста (102,2%) и Гарантии (117,8%). В целом же по страховым компаниям уровень выплат составил 95,8%.

Несколько лучше обстояли дела с автокаско для юридических лиц. Выплаты превысили поступления только у Би энд Би иншуренс Ко, правда, при этом почти в полтора раза. А в целом по отрасли отношение сформировалось на уровне 85,4%.

Обращает на себя внимание разная динамика по заключению договоров страхования. В работе с физлицами в лидерах ЦЕПТЕР ИНШУРЕНС (+1261 договор к 2009 г., до 2 253 шт.), Белгосстрах (+2 760, до 31 053) и ТАСК (+3 095, до 13 166). По юрлицам более остальных приросли Белэксимгарант (+1 313, до 1 942), Промтрансинвест (+1 427, до 4 668) и ТАСК (1 676, до 6 260). При этом ряд крупных игроков рынка сократили свои портфели, в т.ч. Би энд Би иншуренс Ко и Белросстрах по физическим и юридическим лицам, а Белвнешстрах и ЭРГО — по юрлицам. В то же время ЭРГО сумело в 1,7 раза увеличить поступления взносов от юрлиц к 2009 г.

В БАС разнонаправленную динамику объясняют стремлением отдельных компаний уйти от чрезмерно низких тарифов, что вызывает отток клиентов к тем, кто продолжает прежнюю ценовую политику. По мнению главы ассоциации Ирины Мерзляковой, сейчас рынок каско — это рынок покупателя, и в погоне за спросом компании, мягко говоря, плохо считают свои тарифы. БАС рекомендует страховщикам начать пересматривать тарифную политику, поскольку в этом году отмечен рост цен на запчасти, услуги СТО. Если этого не сделать — увеличение выплат по страховым случаям грозит страховщиками убытками. Не поможет даже ожидаемый рост рынка на фоне ажиотажного импорта легковых автомобилей.

Любопытно, что появление в прошлом году на рынке комплексных договоров внутреннего страхования, объединяющих в себе элементы обязательного и добровольного страхования, не обвалили рынок автокаско, как того опасались некоторые эксперты. По данным БАС, в 2010 г. заключено 2 136 комплексных договоров, что относительно немного. Автокаско продолжает пользоваться спросом у населения и организаций, поскольку включает в себя более широкий набор рисков, в частности, противоправные действия третьих лиц.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО