$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

КАРТИНКИ ДЛЯ БИЗНЕСА©

01.06.2012

Из Беларуси на заработки сегодня уезжают не только строители, транспортники, энергетики. За пределами отечества более выгодных условий существования ищут художники и артисты, в первую очередь — наиболее талантливые. На родине их труд оказался невостребованным ни государством, ни обществом, считают участники состоявшегося в Минске круглого стола «Может ли искусство в Беларуси стать индустрией?».

 

Трудовая миграция людей искусства вызвана прежде всего неблагоприятной экономической ситуацией в стране, считает продюсер и руководитель медиахолдинга «Карамболь» Владимир Максимков. Прошлогодние девальвация и инфляция существенно ухудшили их и без того скромные доходы. При общем падении уровня жизни населения многие представители творческой части общества оказались за чертой бедности.

 

Большинство из них и раньше жили не шикарно, поясняет художница Елена Мягкова. Но проблема не столько в низком качестве результатов музыки или живописи, сколько в модели белорусского арт-рынка. Здесь все находится в руках государства. Часть работников искусства трудится в учреждениях, находящихся на государственном довольствии, что позволяет им не думать ежедневно о куске хлеба. Тем же, кто находится «в свободном плавании», приходится рассчитывать только на себя.

 

Художница Ника Сандрос смогла адаптироваться к таким условиям. Она сама пишет картины и продает их. Днем ищет покупателей, ведет с ними переговоры, а ночью творит. При этом, по ее словам, 9 из 10 проданных картин ушли за границу — в Польшу, Россию, Украину. Белорусы практически не покупают, отмечает она. «Экспорт» картин идет с помощью Интернета, ставшего «лучшим другом» свободной художницы.

 

В других странах людям искусства зарабатывать проще, добавляет Н.Сандрос. Там важная часть арт-рынков — посреднические структуры, в т.ч. художественные галереи. Они ищут интересные работы по всему миру, конкуренция вынуждает их «охотиться» за талантами, стремиться открывать новые имена. Так картины Н.Сандрос вышли на польский рынок. Одна из местных галерей не только выставила ее произведения, но и оплатила пребывание в своей стране. У нас, к сожалению, такого не встретишь.

 

Впрочем, заграница привечает далеко не всех белорусских деятелей культуры и искусства, которые хотят творить вне государственного влияния. Поэтому те, кто хочет остаться в профессии, не переквалифицируясь в строителей или кулинаров, вынуждены приспосабливаться к нынешним условиям. Скажем, Е.Мягковой повезло встретить человека, ставшего ее менеджером. Если художник «парит» в творчестве и напрочь лишен торговых способностей, то менеджеру Михаилу Крупенкову полагается быть рационалистом и практиком. Он ищет покупателей готовых картин или заказчиков конкретных тематических полотен — и справляется с этой задачей.

 

В настоящее время «тандем» специализируется на семейных портретах, рассказал М.Крупенков. Среди наших соотечественников есть желающие создать праздничное настроение своим родным и близким, например, подарить портрет, написанный маслом.

 

«Карамболь» же ищет клиентов среди компаний, готовых финансировать творческие проекты. Не просто так, а с пониманием пользы этих мероприятий, в т.ч. для развития своего бизнеса. Один из таких проектов — экспозиция художественных работ «Картинки с выставки», состоявшаяся 18–27 мая в Музее истории Минска. Были представлены живописные портреты десяти белорусских компаний, представляющих различные виды бизнеса, включая автомобильный, продовольственный, банковский, IT и телекоммуникаций. «Картинки с выставки» — это художественный, социальный и психологический эксперимент, позволяющий взглянуть на бизнес глазами художников, передающий атмосферу, ощущения, чувства и нерв компаний, которые заняты в разных секторах экономики, считает В.Максимков. Здесь компании получили возможность говорить с потребителями их продукции и услуг на языке искусства, а не банальной рекламы.

 

Иван МИХАЛЕВИЧ