Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Социум
08.08.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Карта социального реализма

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая более удачные механизмы реализации и гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек – почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014–2016 гг. наблюдалось некоторое улуч­шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях», – сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рож­даемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния – основные правительст­венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», – заявил Президент.

ВТОРОЙ, не менее важный вопрос – содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», – заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон­цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об­щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может, – заявил Президент. – Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 – это 300 тыс. тех, кто дол­жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес­тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан­ной проблемы. Активное учас­тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя», – заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» – наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

НОВЫМ подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас­ти. Правительство также пред­лагает реализовать принцип «не работаешь – платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под­держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно-­рас­четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек­рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз­бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд­ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

ТАКИМ образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз­ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на­строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

ОБРАТИМ внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз­можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор­ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без­работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by