$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАРТА ОБЕЩАНИЙ И МАТРИЦА ИСПОЛНЕНИЯ©

02.06.2015

Белорусские власти и Международный валютный фонд почти единодушны в вопросах взаимного сотрудничества: мы готовы взять у МВФ деньги, а тот почти согласен их дать. Осталось уточнить мелкие детали: сколько, на каких условиях. При этом в каждом раунде переговоров выясняется, что стороны по-разному оценивают цели и масштаб программы реформ, под которую фонд согласится предоставить Беларуси новый кредит.

В непростые экономические времена белорусская сторона не возражала бы против программы с МВФ по кредитованию, заявил в пятницу журналистам министр экономики Владимир Зиновский. Это очень важно для поддержки экономического развития нашего государства, а также может стать «важным посылом для международного сообщества и наших партнеров в других странах», подтверждающим надежность республики как заемщика.

В свою очередь МВФ ставит своей целью не просто поддержку страны и улучшение ее кредитной истории, а переход к такому развитию, которое необратимо ведет к рыночной экономике. В отчете фонда по итогам мартовской миссии, опубликованном 29 мая, прямо перечислены условия, на которых возможно возобновление кредитования.

Отметив сохраняющийся высокий уровень уязвимости Беларуси и сложные перспективы на ближайший период, исполнительные директора МВФ призвали к решительной переориентации экономической политики, чтобы способствовать стабильности и устойчивому подъему экономики. Эту политику следует ориентировать на уменьшение внешних дисбалансов и снижение уровня инфляции, а для повышения потенциала роста экономики требуются структурные реформы, говорится в докладе.

«Осуществляемая при поддержке МВФ программа для Беларуси будет играть роль катализатора при осуществлении изменений, — считает исполнительный директор по Беларуси Ибрахим Чанакчи. — Финансовая поддержка МВФ поможет укрепить результаты корректировок, окажет содействие построению сильных макроэкономических основ и создаст столь необходимые резервы для покрытия неизбежных экономических и социальных издержек реформ в целях их более быстрой реализации».

Поскольку программа структурных реформ включена в проект стратегии социально-экономического развития на 2016–2020 годы, власти подтверждают свою приверженность проведению преобразований и выражают надежду на скорое начало переговоров с МВФ по новой программе, говорится в отчете. При этом подчеркнуто, что правительство предоставило фонду подробную «дорожную карту» структурных реформ и матрицу их осуществления. Сюда включены практически все шаги, на осуществлении которых уже давно настаивает белорусский бизнес.

Прежде всего, речь идет о создании эффективных финансовых рынков для оптимизации распределения капитала. Это подразумевает сокращение и в конечном итоге прекращение льготного кредитования в рамках государственных программ. Обещается обеспечить макропруденциальный надзор за деятельностью Банка развития, ограничить рост непогашенной задолженности по льготным займам, повысить конкуренцию и совершенствование управления в банковской системе за счет привлечения иностранных инвесторов, в т.ч. в госбанки. Кроме того, обещается принять меры по укреплению рынков капитала и небанковского финансирования путем совершенствования нормативно-правовой базы и существующей инфраструктуры на рынках ценных бумаг и страхования.

«Реформа госпредприятий является критически важной для успеха экономической программы правительства, так как она способствует реализации среднесрочных мер налогово-бюджетной консолидации, а также восстановлению экономики через повышение экономической эффективности. Для изменения стимулов в государственном секторе необходима комплексная стратегия», — считают в МВФ. В частности, господдержка и субсидии будут рационализированы в целях введения рыночной дисциплины и стимулов для предприятий. Одновременно необходимо реализовать современные подходы к управлению предприятиями и методам корпоративного управления. Первым важным фактором мобилизации внутренних и внешних инвестиций названа стратегия приватизации малых и средних предприятий с хорошо спланированной последовательностью этапов. Также власти Беларуси должны обеспечить содействие росту частного сектора и созданию рабочих мест путем улучшения инвестклимата и качества нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение устойчивого, предсказуемого и эффективного правоприменения. Эти комплексные преобразования будут сопровождаться «поддержкой каталитического характера» по ускорению развития малого и среднего предпринимательства.

Также в дорожной карте значится создание эффективных рынков товаров и услуг. Сохранившийся прямой контроль над ценами на социально значимые товары постепенно упраздняется, наряду с косвенными методами вмешательства, чтобы обеспечить ценообразование на основе рыночных принципов. Тарифы естественных монополий, в т.ч. ЖКХ, в среднесрочной перспективе будут устанавливаться на основе издержек.

Важное место в программе реформ занимает содействие динамичному развитию рынка труда для более эффективного перераспределения трудовых ресурсов и создание надежных систем социальной защиты. Будет также изменена политика социальной защиты и регулирования рынка труда. В целях смягчения негативных социальных последствий структурных преобразований власти стремятся перейти от защиты рабочих мест к защите доходов работников и их способности получать доход, позволяя им переходить на новые, более производительные рабочие места с превосходящим уровнем вознаграждения за свои навыки. Это потребует разработки и реализации новых механизмов поддержки, которая будет финансироваться частично за счет экономии от оптимизации и соответствующих изменений бюджетных расходов. Изменятся ли порядок признания граждан безработными и размер пособий, не уточняется.

Директора призвали к сдерживанию повышения зарплаты в 2015 г. и к дальнейшему ее изменению только по мере роста производительности. Результаты усилий белорусского правительства в этой сфере в докладе названы «впечатляющими». Если в 2013 г. реальная зарплата выросла на 16,4%, то в 2014-м — только на 0,3%, а в I квартале т.г. — снизилась на 3,1% к январю–марту 2014 г. Впервые за долгие годы снижение дохода домашних хозяйств в реальном выражении запланировано на весь 2015 г. в качестве необходимого условия для макроэкономической стабилизации, проводимой властями Беларуси, отмечается в докладе.

Сдерживание роста зарплаты поможет ограничить спрос и закрепить повышение конкурентоспособности в результате снижения курса белорусского рубля. Остается надеяться, что население республики с пониманием отнесется к этим и остальным этапам «дорожной карты», если она начнет воплощаться в жизнь.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях