$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Капитал роста для всех

03.02.2009

   5 февраля 2009 года Министерство юстиции Беларуси отметит свой 90-летний юбилей. Какова роль этого республиканского органа государственного управления в современной экономической жизни нашей страны «ЭГ» рассказал заместитель министра юстиции Игорь ТУШИНСКИЙ.

   — Игорь Геронинович, сегодня законодательство, регулирующее экономические отношения, развивается очень динамично. Какую роль в этом процессе играет Минюст?

   — Начнем с того, что Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами проводит обязательную юридическую экспертизу и дает заключения по проектам постановлений Совета Министров, проектам международных и инвестиционных договоров с участием нашей страны, согласовывает проекты законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь.

   Также Министерство юстиции обобщает практику применения отечественного законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения о его совершенствовании.

   Кроме того, работники министерства постоянно принимают участие в рабочих группах по подготовке проектов нормативных правовых актов, входят в состав комиссий при Совете Министров и иных республиканских органах госуправления, регулярно выступают на семинарах и конференциях по вопросам регулирования экономической деятельности.

   — Министерство юстиции выполняет только функции согласования подготавливаемых проектов или какие-то из них готовит само?

   — Безусловно, министерство не только проводит обязательную юридическую экспертизу и дает заключения по проектам нормативных правовых актов, но и разрабатывает по поручению Президента, Национального собрания, Совета Министров и по собственной инициативе проекты законодательных и иных нормативных правовых актов РБ.

   За прошедшие годы министерство явилось непосредственным разработчиком множества принятых (изданных) нормативных правовых актов по различным вопросам государственной и общественной деятельности, направленных на решение важных проблем социально-экономического развития.

   Это, в частности, ряд законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс, урегулировавших вопросы статуса государственных объединений, фондов и иных организаций, приведение ГК в соответствие с требованиями актов главы государства, а также некоторые указы Президента: от 17.03.2004 № 136 «О доверительном управлении принадлежащими отдельным государственным должностным лицам долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», от 28.01.2006 № 57 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 3.02.2006 № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности», от 7.02.2006 № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач», от 16.03.2006 № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан», Декрет от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

   Работники Министерства юстиции, помимо непосредственной разработки нормативных правовых актов, принимали активное участие в разработке таких значимых нормативных правовых актов, как законы «О хозяйственных обществах», «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», Бюджетный кодекс, Особенная часть Налогового кодекса и др.

   — Что сделано за последний год и что планируется в этом для совершенствования правового регулирования экономических отношений?

  — 2008 год ознаменовался принятием ряда законодательных актов, направленных на поступательную либерализацию экономики, активизацию привлечения иностранных инвестиций, упрощение условий вхождения в бизнес и его ведения. Так, были приняты, на наш взгляд, беспрецедентные меры по активизации предпринимательской деятельности и работы иностранных инвесторов в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

   Созданы льготные условия для привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство и развитие придорожного сервиса.

   В целях вовлечения в хозяйственный оборот капитальных строений (зданий, сооружений) и помещений упрощен порядок заключения договоров аренды недвижимого имущества.

   Приостановлено проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования. Разработан и введен в действие механизм признания задолженности по бюджетным платежам безнадежной и списания такой задолженности. Созданы правовые предпосылки для проведения приватизации государственной собственности в соответствии с 3-летним планом Правительства Республики Беларусь.

   Усовершенствован порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Введен статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности».

   Упрощены вопросы уплаты отдельных налогов и представления налоговых деклараций.

   Заданные в 2008 г. направления развития государственного регулирования экономики являются в 2009 г. определяющим вектором для преодоления на национальном уровне влияния мировых кризисных процессов.

   Так, в 2009 г. предполагается разработка ряда таких новых нормативных правовых актов, как Особенная часть Налогового кодекса, законов «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

   С учетом практики применения законодательных актов в нынешнем году планируется произвести корректировку положений Таможенного кодекса, законов «О хозяйственных обществах», «О туризме», отдельных законодательных актов по вопросам приватизации государственного имущества, а также в сфере интеллектуальной собственности (законы «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «Об авторском праве и смежных правах»).

   Кроме того, одним из важных направлений деятельности государственных органов в целом и Министерства юстиции, в частности, в прошлом году и сегодня является активное участие в работе по упрощению административных процедур.

   Так, представители Минюста участвуют в деятельности специально созданной под председательством заместителя премьер-министра Республики Беларусь рабочей группы по упрощению административных процедур, созданных в рамках ее деятельности 8 аналитических групп, рассматривающих с участием общественных объединений предпринимателей административные процедуры, осуществляемые конкретными министерствами и ведомствами в курируемых ими сферах.

   Результатами этой работы, проведенной с участием министерства в последние 2 года, стала «инвентаризация» существующих административных процедур, осуществляемых республиканскими органами госуправления и иными государственными организациями, подчиненными правительству Республики Беларусь, закрепление на уровне постановлений Совмина перечней соответствующих административных процедур, сокращение и оптимизация порядка 300 из них.

   - Будет ли продолжена эта работа?

   — В настоящее время Министерство юстиции активно участвует в работе по реализации предложений по сокращению административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не менее чем на 25%, а также предложений по замене декларированием либо добровольной сертификацией обязательной сертификации продукции, работ, услуг, не влекущих угрозы нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, окружающей среде.

   Принятым 28.10.2008 г. Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» предусмотрено распространение на отношения, возникающие в связи с осуществлением административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правил, ранее применяемых только в отношении работы государственных органов с гражданами по выдаче справок и иных документов в рамках административных процедур (заявительный принцип одного окна, исключение ведомственного нормотворчества по важнейшим вопросам осуществления административных процедур, обеспечение открытости и доступности административных процедур).

   Такой подход кардинальным образом меняет существующую систему правового регулирования отношений, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами при осуществлении административных процедур.

   В настоящее время ведется работа по принятию мер по реализации положений данного Закона. На Министерство юстиции возложена важная и ответственная задача по анализу, обобщению и координации данной работы.

   Предполагается комплексная корректировка законодательства в целях сокращения и отмены административных процедур. Министерством юстиции будут подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов.

   - Какие задачи вы ставите перед своими работниками, занимающимися вопросами нормотворчества, и какие требования предъявляете?

   — Такие задачи в значительной степени определяются основными принципами нормотворческой деятельности, закрепленными статьей 7 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

   В частности, в ходе работы над проектом нормативного правового акта нужно установить необходимость и приоритетность правового регулирования общественных отношений, цель принятия (издания) акта, должны быть проведены изучение относящегося к предмету правового регулирования проекта акта законодательства и анализ совместимости акта с законодательством нашей страны, определены возможные последствия принятия (издания) акта, а также проведен мониторинг научных исследований, публикаций в печати и зарубежного законодательства, относящегося к предмету правового регулирования проекта.

   Поэтому наши работники, занимающиеся нормотворческой деятельностью, помимо досконального знания действующего законодательства, должны обладать развитыми аналитическими способностями. Им приходится учитывать все многообразие современных политических, экономических, социальных и иных условий, потребностей государства и общества, а также прогнозировать последствия реализации на практике принимаемых нормативных правовых актов.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях