$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАПИТАЛ ПРИХОДИТ В СЕБЯ И ИЩЕТ, ГДЕ ЛУЧШЕ

29.07.2011

Международные эксперты ожидают достижения докризисного глобального уровня прямых иностранных инвестиций к 2013 г., говорится в опубликованном 27 июля Всемирном докладе по инвестициям на 2011 г., составленном под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Презентация доклада прошла в среду в Минске.

Согласно докладу глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире в прошлом году выросли до 1,24 трлн. USD, что на 15% ниже, чем до кризиса. В 2011 г., по оценкам экспертов UNCTAD, объем инвестиций дойдет до 1,4–1,6 трлн. USD, а к 2013 г. достигнет пика 2007 г. (1,9 трлн.). Этот положительный сценарий будет реализован при условии отсутствия любых неожиданных глобальных экономических потрясений, которые могут возникнуть под воздействием ряда действующих факторов риска. Между тем глобальное промышленное производство и торговля уже вернулись к докризисным уровням.

Впервые за историю развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в совокупности привлекли более половины глобальных потоков ПИИ, отмечается в докладе. Вывоз ПИИ из этих стран также был рекордным, причем большинство инвестиций направляются в другие страны Юга. Напротив, приток ПИИ в развитые, а также некоторые беднейшие страны продолжает уменьшаться. В то же время в ведущих регионах с формирующейся рыночной экономикой, таких как Восточная и Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, был отмечен мощный рост притока ПИИ.

Стоимостной объем трансграничных сделок слияний и поглощений (M&A) в 2010 г. увеличился на 36%, но все еще составлял лишь примерно 1/3 рекордного уровня в 2007 г. Объем трансграничных M&A в развивающихся странах удвоился. В 2010 г. объем инвестиций в новые проекты сократился, но в первые пять месяцев 2011 г. было отмечено их значительное увеличение как по стоимости, так и по количеству.

Традиционно в докладе UNCTAD подчеркивается роль транснациональных корпораций (ТНК). Объемы их продаж и зарубежных филиалов во всем мире достигли соответственно 33 трлн. USD и 7 трлн. USD, экспорт превысил 6 трлн. USD (1/3 от глобального), а генерируемая добавленную стоимость — 16 трлн. USD, т.е. около 1/4 совокупного мирового ВВП. Таким образом, стремление белорусского правительства расширять сотрудничество с ТНК, что зафиксировано в различных программах, выглядит вполне обоснованно.

Сенсацией нынешнего доклада стало признание мировой роли государственных ТНК. Таковых насчитывается как минимум 650, имеющих 8 500 зарубежных филиалов по всему миру. Хотя это менее 1% всех ТНК, на их зарубежные инвестиции в 2010 г. приходилось 11% глобального ВВП. В списке 100 крупнейших ТНК мира оказались 19 госкорпораций, из которых у 56% странами базирования являются страны с переходной и развивающейся экономикой, в т.ч. Россия и Китай. Форма собственности и управления государственными ТНК породила в некоторых принимающих странах обеспокоенность по поводу неравных правил игры и национальной безопасности со всеми вытекающими из этого регулятивными последствиями, отмечают эксперты UNCTAD.

Болеем за наших

Ввоз инвестиций в СНГ, по оценке UNCTAD, увеличился крайне незначительно — на 0,4%. Тем не менее иностранных инвесторов продолжает привлекать динамично растущий местный потребительский рынок, особенно в России, где приток инвестиций вырос на 13% и достиг 41 млрд. USD.

Как сообщил на пресс-конференции в Минске представитель ПРООН в Беларуси Фарид Караханов, у нашей страны есть свои преимущества в привлечении инвестиций. Впрочем, он не уточнил, способны ли они сыграть решающую роль в конкуренции за капиталы с соседями. Пока, по данным UNCTAD, в Беларуси приток иностранных инвестиций снизился с 1,886 млрд. USD в 2009 г. до 1,35 млрд. в 2010-м. Тем не менее начальник главного управления инвестиций Минэкономики Кирилл Коротеев был настроен оптимистично. Он напомнил, что объем валовых прямых иностранных инвестиций 2006 – 2010 гг. вырос в 7 раз — с 748 млн. до 5,5 млрд. USD, а в I квартале 2011 г. достиг 2,9 млрд.. Сумма прямых иностранных инвестиций на чистой основе за 5 месяцев этого года составила 743 млн. (план — 6,5 млрд. — Прим. ред.), тогда как в прошлом году — 1,2 млрд. USD. «Налицо рост и соответствие тренду, который представлен в отчете UNCTAD, о том, что мы выходим из наблюдавшейся рецессии и приближаемся к показателям 2009 г., который в плане инвестиций был лучше 2010-го», — отметил К.Коротеев. Он также сообщил, что государство уже заключило более 700 договоров с инвесторами на общую сумму 15,3 млрд. USD. Правда, К. Коротеев пояснил, что не все инвестиции по этим договорам будут привлечены в 2011 г. Не стал он и уточнять форму привлечения капитала по этим договорам. Между тем традиционно большая часть ПИИ в Беларусь — кредиты, в т.ч. связанные. Поскольку их придется возвращать, на чистой основе остается немного. А вот вклад нашей страны в трансграничные M&A в 2005–2010 гг., по оценке UNCTAD, выглядит весьма скромно. Исправить это положение способна приватизация. По словам К.Коротеева, на 2011 г. планируется предложить на продажу около 180 пакетов акций предприятий на сумму 1,2 трлн. Br, в т.ч. самые привлекательные активы — в сентябре. Продолжится и практика продажи неиспользуемого имущества. По данным Госкомимущества, в этом году на продажу будет выставлено более 2 тыс. таких объектов.

Как сказал К.Коротеев, пока сложно сказать, будут ли покупателями акций иностранные или национальные инвесторы, потому что доступ к конкурсам для всех одинаков. Он отметил, что все списки предприятий, предлагаемых к продаже, составлены, информация об их финансовом состоянии подготовлена и уже распространена через белорусские диппредставительства во всем мире и доведена таким образом до потенциальных инвесторов.

Выполнение годового плана по привлечению ПИИ представитель Минэкономики считает вполне реальным. Этому должна способствовать и глобальная тенденция роста инвестиций, отмеченная UNCTAD. Рекордные денежные авуары, имеющиеся у ТНК, продолжающаяся корпоративная и промышленная реструктуризация, рост котировок на фондовых рынках и постепенный вывод средств государств из капитала компаний, участие в котором использовалось в качестве мер поддержки во время кризиса, открывает новые инвестиционные возможности во всем мире. К сожалению, на пресс-конференции не дали оценку рисков, характерных сегодня для Беларуси и всего мира. Между тем им в докладе UNCTAD уделено особое внимание. Посткризисное состояние деловой среды сопряжено со множеством факторов неопределенности. Подъему в сфере ПИИ все еще могут помешать такие факторы риска, как непредсказуемость глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах некоторых развитых стран, а также рост темпов инфляции и признаки перегрева экономики ведущих стран с формирующимися рынками. Легко заметить, что эти явления характерны сегодня и для нашей страны.

Предлагаем переговоры

Другая тенденция – нарастание в последние годы числа ограничительных инвестиционных мер и административных процедур. Это создает риск инвестиционного протекционализма, хотя в целом либерализация и поощрение инвестиций остаются доминирующим элементом проводимой в последнее время инвестиционной политики. Режим международных инвестиционных соглашений (МИС) находится на перепутье, отмечает UNCTAD. В условиях, когда насчитывается почти 6 100 договоров, ведется множество переговоров и действуют многочисленные механизмы урегулирования споров, ситуация почти достигла той точки, когда эта система становится слишком громоздкой и сложной как для правительств, так и для инвесторов. И все же она остается недостаточной для охвата всех возможных двусторонних инвестиционных взаимоотношений, для чего потребовалось бы еще 14 100 двусторонних договоров. Обострилась также полемика по поводу выбора режима МИС и его влияния. Политика в области ПИИ становится все более взаимосвязанной с промышленной политикой на национальном и международном уровнях. Задача заключается в таком управлении этой взаимосвязью, которая поставит эти два направления политики на службу процессу развития, предупреждает UNCTAD. Ключевое значение имеет также нахождение “золотой середины” между укреплением отечественного производственного потенциала, с одной стороны, и недопущением инвестиционного и торгового протекционизма – с другой, равно как и укрепление международной координации и сотрудничества.

В 2010 г. было заключено в общей сложности 178 новых МИС, а их общее количество на конец года составило 6 092. Эта тенденция, как ожидается, сохранится и в 2011 г.: в январе-мае было заключено 48 новых МИС, и идут переговоры еще по сотне. До сих пор нет ясности, как переход сферы компетенции в области ПИИ с уровня государств - членов ЕС на общеевропейский уровень скажется на общем режиме МИС. Пока страны ЕС имеют более 1 300 договоров со странами, не входящими в ЕС, в т.ч. – с Беларусью.

По мере того, как страны продолжают заключать МИС, порой включая в них новаторские положения, направленные на изменение баланса прав и обязательств между государствами и компаниями, а также обеспечивая согласование МИС с другими направлениями государственной политики, полемика по принципиальным вопросам будущей ориентации режима МИС и оптимизации их вклада в устойчивое развитие становится все более острой, говорится в докладе. На национальном уровне это проявляется в расширении диалога между значительным кругом заинтересованных сторон в инвестиционной сфере, включая гражданское общество, бизнес и парламентариев.

Это весьма актуально сегодня для выбора направления институциональных преобразований в Беларуси. Таковыми К. Коротеев считает создание Национального агентства инвестиций и приватизации, а также планы принятия декрета, добавляющего льготы в базовый пакет инвестдоговора, закона об инвестиционной деятельности и стратегии привлечения иностранных инвестиций. Впрочем, наличие нормативной базы не всегда является гарантией бурного развития процесса в жизни. К примеру, по индексу фактического привлечения инвестиций, определяемому UNCTAD, наша страна опустилась за год с 53 места на 64, тогда как по индексу потенциального привлечения инвестиций находится на 44 месте из 141 – показатель многообещающий. Правда, высокий потенциал иногда остается таковым потому, что не используется....

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях