Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
29.03.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО БУДУЩЕГО©

Главной темой очередного заседания Президиума Совмина Беларуси 26 марта была комплексная модернизация организаций Министерства промышленности. На решение этой задачи, судя по заявлениям чиновников, брошены все силы и средства. Но за планами производства и инвестиций стоят вопросы, на которые пока нет ответа.

Главной темой очередного заседания Президиума Совмина Беларуси 26 марта была комплексная модернизация организаций Министерства промышленности. На решение этой задачи, судя по заявлениям чиновников, брошены все силы и средства. Но за планами производства и инвестиций стоят вопросы, на которые пока нет ответа.

По заверению министра промышленности Дмитрия Катеринича, модернизацией сегодня охвачены все предприятия министерства. При этом, судя по сообщениям информагентств, главным вопросом является наличие источников. Потребность в финансировании программ модернизации отрасли на текущий год оценивается минимум в 6,1 трлн. Br, объем инвестиций в основной капитал в нынешнем году прогнозируется на уровне 5,2 трлн.

Есть ли ресурсы для реализации этих планов? На первый взгляд, да. Так, чистая прибыль в промышленности за 2012 г., по данным Белстата, составила 44,7 трлн. Br, а убытки — 2 трлн. Однако при этом на 1.01.2013 г. кредиторская задолженность в отрасли превысила 68,3 трлн. (в т.ч. около 6,1 трлн. — просроченная), а по кредитам и займам — 121,6 трлн. В то же время дебиторская задолженность составила более 79 трлн. Br (в т.ч. просроченная — 7,2 трлн.). Груз долгов будет расти и далее — для реализации комплексных программ модернизации организаций Минпрома заключено 46 кредитных договоров более чем на 3,6 трлн. Br. В частности, в 2013 г. планируется привлечь 1971 млрд. Br кредитов, в стадии заключения находятся еще 68 кредитных договоров на сумму 2949 млрд. Br, из которых в 2013 г. планируется привлечь 1806 млрд. Организации министерства в нынешнем году при реализации инвестпроектов также рассчитывают получить господдержку в рамках Указа Президента от 7.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» в размере 164,2 млрд. Br, по Указу от 6.06.2011 № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» — 235 млрд., а за счет средств инновационного фонда — 269 млрд. Br. За январь–февраль, по словам министра, объем инвестиций в основной капитал составил по всем организациям Минпрома 768 млрд. Br, в т.ч. на приобретение машин, оборудования и транспортных средств — 555,7 млрд. Br. В I квартале нынешнего года ожидается, что за счет реализации комплексных программ объем инвестиций в основной капитал составит 1063 млрд. Br.

Хочется надеяться, что эти средства окупятся. К сожалению, первые итоги текущего года вызывают тревогу: по данным Белстата, в январе–феврале индекс промышленного производства к аналогичному периоду 2012 г. составил 99,6% при годовом прогнозе 107%.

Если в январе–феврале 2012 г. промышленность обеспечивала 1,8% роста ВВП (т.е. более половины), то за 2 месяца т.г. — его снижение на 0,3%. В частности, валовая добавленная стоимость по горнодобывающей промышленности выросла всего на 0,3%, а по обрабатывающей — сократилась на 0,2% (причем доля последней в ВВП снизилась с 31% до 27%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — сократилась на 4%.

В январе–феврале т.г. спад отмечен в половине отраслей обрабатывающей промышленности, в т.ч. в текстильном и швейном производстве на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, целлюлозно-бумажном — на 12,2%, химическом — на 16,2%, производстве нефтепродуктов — на 16,7%. На плаву промпроизводство продолжает удерживать производство пищевых продуктов (рост на 8,9%), фармацевтической продукции (9,9%), резиновых и пластмассовых изделий (10,1%), прочих неметаллических минеральных продуктов (8,2%), металлургия и металлообработка (5%), машин и оборудования (2,7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12,9%), транспортных средств и оборудования (10,3%). Но если рентабельность в этих сферах окажется ниже уровня инфляции, окупаемость вложений в модернизацию будет весьма сомнительной.

В то же время объем складских запасов в организациях промышленности на 1 марта т.г. достиг 29,7 трлн. Br (годом ранее — 17,4 трлн.). Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в январе–феврале 2013 г. в фактических ценах составило 75,2% против 48,9% на 1.03.2012 г. При этом рекорды поставили производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, где это соотношение достигло 260,4%, текстильное и швейное производство — 175%, производство машин и оборудования (161,9%). Таким образом, даже имеющийся уровень промпроизводства во многом обусловлен затовариванием складов. Проще всего объяснить это падением конкурентоспособности отечественных товаров. Но возможна и другая причина. С 1.01.2013 г. выручка для целей налогообложения определяется только по отгрузке. А потому отправлять со склада продукцию без гарантии оплаты в том же налоговом периоде попросту невыгодно.

Разумеется, февральские данные еще не позволяют делать окончательные выводы о том, что происходит в экономике, и считать наметившиеся тренды устойчивыми и долгосрочными. Чтобы получить реальное представление, имеет смысл подождать до публикации данных за март, когда цифры будут гораздо более надежными. Однако предварительно складывается впечатление, что «точечные» меры господдержки не слишком улучшают общий результат.

Много лет промышленность тянула на себе выбранные чиновниками приоритеты — сельское хозяйство и жилищное строительство. Теперь же она сама нуждается в помощи. Но в отсутствие реформ и внешних инвестиций помочь может только административный ресурс — правда, не в виде лозунгов и разносов на заседаниях, а в конкретных шагах по стимулированию производства. К сожалению, эти возможности ограничены: бюджет оскудел, конъюнктура внешних рынков оставляет желать лучшего, а выработка единой промышленной политики в рамках ЕЭП нацелена не столько на то, чтобы не создавать друг другу ненужную конкуренцию, сколько на экспансию российской продукции и капитала.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений