Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Банки и расчеты
20.12.2005 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какова стоимость отечественных брэндов?

Пока об этом не знает никто. Но возможность узнать уже есть...
Пока об этом не знает никто. Но возможность узнать уже есть

Недавно в Минске побывали московские эксперты: представитель компании  "Интербрэнд" - Ирина Соловьева и  генеральный директор исследовательского холдинга ROMIR  Моnitоring, эксклюзивного представителя ассоциации исследовательских компаний Gallup International, партнера журнала "Эксперт" - Андрей Милехин. Они приезжали к нам на международную конференцию "Мировой опыт развития брэндов". Экономисты и практики с доверием относятся к оценкам компании Gallup International и журналу "Эксперт", который в партнеры любую компанию не возьмет. Достойна доверия мировая консалтинговая сеть "Интербрэнд", которая в 2005 г. составила рейтинг российских брэндов, назвав самым дорогим "Билайн", чем шокировала российский бизнес - до этого цены известным маркам России никто не давал.

Означает ли приезд московских экспертов то, что и наши торговые марки приобрели магическую силу брэндов и способны конкурировать не только на внутреннем рынке, но и на мировом? Об этом мы решили узнать у представителя "Интербрэнд" по России, Украине, Беларуси, Казахстану Ирины СОЛОВЬЕВОЙ.

Сильный корпоративный брэнд - козырь экспортера

- Ирина, как вы оцениваете уровень белорусских брэндов? У нас нет высокопрофессиональных компаний, которые бы занимались их раскруткой: все они, как правило, творение рук заводских маркетологов...

- Если сравнивать российский и белорусский рынки, они, конечно, находятся на разных уровнях развития. Это видно и без сравнения экономических показателей: вдоль дороги из аэропорта в Минск расположено несколько рекламных щитов, а в Москве их по 10 на каждом квадратном метре. Конкуренция на белорусском рынке только начинается и должно пройти какое-то время для формирования связанных с нею институтов. Вы посмотрите на российский рынок, который уже несколько лет входит в число растущих и многообещающих: мировая консалтинговая сеть "Интербрэнд" открыла свой офис в России только в 2005 году. Вот и в Украине и Беларуси пока нет ни одного, хотя   оба рынка - украинский и белорусский - являются весьма перспективными.

Беларуси придется более активно интегрироваться в мировую экономику. Большую просветительскую работу по продвижению брэндинга и его пропаганде у вас делает компания "Сатио". Об этом свидетельствует факт проведения в 5-й раз национального конкурса "Брэнд года".

- Белорусские брэнды соревнуются уже 5-й год. Однако до сих пор никто не брался определить их стоимость: один из руководителей Министерства экономики сказал, что оценка - дело некоего будущего. В результате у общественности есть сомнения в том, что брэнды-лидеры на самом деле являются лучшими...

- Если страна хочет узнать стоимость отечественных брэндов, проведение данной работы не потребует значительных усилий. Рейтинг брэндов компании "Интербрэнд" - это экономическая оценка того, сколько денег зарабатывается под конкретным брэндом. Кстати, наш рейтинг используется как финансовыми институтами, так и госорганами тех стран, где такая оценка проводится.

Если будет принято положительное решение, важно рассказать владельцам бизнеса и общественности о том, что готовится такой проект. Кстати, в своей работе мы не привлекаем спонсорских взносов и пользуемся только открытой информацией. Самое сложное - сбор данных, оценка же занимает всего неделю. Если не будет открытой информации, реализация проекта невозможна. Как показывает международная практика, подобные проекты являются толчком развития рынка. Если же начинать проводить оценку брэндов на страновом уровне, важно не останавливаться и проводить такие конкурсы регулярно. Теперь в России, например, подведение данных видов рейтинга будет ежегодным.

- Я не случайно посетовала на доморощенность белорусских брэндов. А могла бы компания "Интербрэнд" раскрутить конкретную белорусскую марку?

- Компания "Интербрэнд" открыта для сотрудничества. Мы готовы рассмотреть предложения руководителей конкретных заводов, фабрик и фирм, для которых важен корпоративный брэнд. Он предполагает наличие стратегии предприятия, которая делает его управляемым, сокращает затраты на менеджмент, дает людям ценностные ориентиры, повышает репутацию компании, позволяет находить дополнительные средства для инноваций. Корпоративный брэндинг подразумевает существование корпоративной культуры, заставляющей всех без исключения сотрудников заботиться об эффективности предприятия. Сильные корпоративные брэнды особенно востребованы тогда, когда предприятие теряет господдержку, выходя на зарубежные рынки.
 
************************************************

Чтобы не только понимали, но и различали

А вот что думает о белорусском рынке генеральный директор исследовательского холдинга ROMIR  Monitoring  Андрей МИЛЕХИН.

- Я не согласен с Ириной в оценке наружной рекламы. По количеству бигбордов, растяжек и других видов уличной рекламы Минск более похож на Нью-Йорк. Согласитесь, это не самое плохое сравнение. C Москвой же Минск пока не может конкурировать по количеству рекламы сомнительного качества. Это тоже плюс.  Минск знаю и люблю: одно время я играл за сборную Беларуси по баскетболу и жил в интернате олимпийского резерва в районе Комсомольского озера. По архитектуре и духу, по объему рынка и денег Минск проще сравнить с Волгоградом, Новосибирском, чем Беларусь со всей Россией, ну а Гомель - с Курском, Гродно - с Новгородом. В этом нет ничего обидного. Москва - это мировой город, и по динамике, и по образу жизни, и по доходам. Несмотря на это, у нас больше объединяющих начал, чем того, что разъединяет: единый язык, схожий менталитет, единое таможенное пространство.

- Исследовательский рынок РБ специалисты считают недостаточно развитым: маркетинговые исследования случаются реже, чем Новый год. А все потому, что многие руководители зачастую считают расходы на исследование рынков пустой тратой денег. Как вы оцениваете реалии и перспективы исследовательского рынка Беларуси?

- То, что рынок пока мал, - это минус. Плюс состоит в том, что в стране нет конкуренции серьезных брэндов и сетей. Белорусским маркетологам не нужно сидеть и ждать, когда рынок расширится, а использовать время для изучения опыта российских мегаполисов, искать инновационные подходы в использовании исследовательских технологий.

Я думаю, что рынок исследований адекватен состоянию рынка Беларуси в целом и присутствию на рынке рекламных и консалтинговых агентств, которые обязаны идти с опережением рыночных реформ.

Характерной особенностью наших стран является то, что многие из нас остаются в плену социалистических иллюзий, производители в том числе. Да, Россия - огромная страна, но по количеству потребителей, готовых платить, мы находимся на 20-м месте в мире: из 145 миллионов россиян только 1/3 являются потребителями большинства брэндированных товаров. В Беларуси, полагаю, аналогичное соотношение.

Но уже сейчас наряду с крупными брэндами товаров первой необходимости появляются местные брэнды.  И все они требуют обслуживания. Как только начинается конкуренция и как только кто-то решает выделиться, первым делом он должен изучить потребителя, найти и понять свою целевую группу, провести четкое позиционирование своего товара, узнать, какая ниша свободна и как защищать свой товар - придумать логотип, упаковку, разработать свою маркетинговую стратегию. На одной интуиции, без исследований это сделать невозможно. Более того, интуиция, как правило, только мешает: производитель слишком субъективен, слишком хорошо знает свой товар и, таким образом, переносит потребление на себя, допуская огромное количество ошибок. Пока нет конкуренции, пока все, что ты производишь, потребляется, то и маркетинговые исследования, как это было в СССР, не нужны. А вот в развитой стране самый большой сегмент исследований составляют маркетинговые: от 60 до 90%. Именно такие исследования являются реально рыночными, реально конкурентными. Они идут вместе с развитием бизнеса, рекламной индустрии и консалтинговых компаний.

Рынок исследований - это часть инновационного рынка. Здесь есть куда развиваться. В частности, исследовать как развивается средний класс, как меняются модели поведения слоев общества, какими темпами идут реформы, как и кто их поддерживает и принимает. Средний класс - это тот слой общества, который является показателем и стабилизатором рыночных преобразований. Он объединяет общество, ему есть что терять: сбережения, статус, недвижимость и др. Его представители уже имеют какой-то доход, часть которого могут тратить не только на еду и одежду, но и на образование, делать вложения в будущее.

ROMIR Monitoring вместе с журналом "Эксперт" вот уже 5 лет в России ведет исследования среднего класса. За это время, согласно нашим данным, российский средний класс вырос с 10-12  до 30%. Согласитесь, уже большая цифра.

- Это как сказать. По данным некоторых исследований, чуть ли не половина белорусов относит себя к среднему классу. Но это просто средняя по доходам (в октябре этого года - 233 USD) часть населения. Скептики шутят: есть у белоруса на столе "чарка и шкварка", лег спать не голодным - значит средний класс.

- Наверное, это было бы несколько нескромно: предлагать услуги ROMIR Mоnitоring по изучению среднего класса Беларуси. Но у нас уже есть опыт проведения подобных проектов за пределами России. Так, например, мы исследовали средний класс в Казахстане. Впрочем, у вас есть кому заняться изучением рынка. Я знаю людей, которые занимались и продолжают заниматься исследованиями в Беларуси. В своих проектах они применяют те же технологии, которые используют и специалисты других стран. О хороших перспективах белорусского рынка я сужу и по таким факторам, как появление на нем международных и локальных брэндов, рекламных, консалтинговых и пиар-агентств.

И, самое главное, в Беларуси уже есть свои специалисты. Учебные заведения выпускают психологов, маркетологов, социологов- это и есть тот бульон, в котором должен зародиться исследовательский рынок. Я уверен, что многие из них захотят взять на себя риск организации нового дела. Все это уже было в России. Сейчас мы идем с неким опережением. Рост потребления и конкуренции, развитие консалтингового и рекламного бизнеса будет стимулировать рост исследований. Если появятся сильные исследовательские компании, способные что-то предложить рынку, появится и спрос на них. Если эти ниши не займут белорусские исследователи, придут сетевые международные агентства, которые накормят страну фаст-фудом. Но ведь хочется, чтобы у нас у всех было что-то свое, национальное, чтобы нас не только понимали, но и различали.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by