Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какой будет высшая школа завтра?

Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О высшем образовании"...
Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О высшем образовании". Рассказать,  как шла работа над документом, какие перемены ожидают высшую школу после введения  его  в  действие, мы попросили заместителя председателя комиссии по науке, культуре  и  научно-техническому  прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА.

Это один из самых важных и сложных документов, над которым довелось работать нашей комиссии. Он определяет основные направления развития, а значит, судьбу системы высшего образования, затрагивает интересы всех граждан страны: абитуриентов, студентов, их родителей, преподавателей вузов.

Все мы прекрасно понимаем, что разрушить сложившуюся систему подготовки специалистов с высшим образованием, пусть даже в угоду мировым процессам, в том числе болонскому, несложно. Гораздо сложнее сохранить все ценное, что создано в этом направлении в Беларуси, и добавить в закон положения, выводящие высшее образование на качественно новый уровень.

Замечу, что первоначальный проект закона не отвечал этим требованиям: в нем предлагались радикальные изменения, последствия которых могли оказаться плачевными для республики. Явно прослеживалась мысль о том, что наша система высшего образования устарела, что дипломы  выпускников не признаются за рубежом, а поэтому систему нужно сломать и построить по западному образцу, введя строгое деление выпускников на бакалавров и магистров.

Но закономерен вопрос: а для кого белорусские вузы должны готовить специалистов и так ли уж остра для нашей республики проблема непризнания дипломов, в конце концов, неужели система вузовского образования страны находится на таком низком уровне, что надо копировать зарубежную?

Тщательный анализ показал неправомерность этих посылок. Поэтому депутаты полтора года день за днем вели работу по совершенствованию законопроекта. Совместно с руководством Министерства образования, представителями Совета Министров было проведено 12 расширенных выездных заседаний постоянной комиссии в государственных и частных вузах, мы встречались со студенческой молодежью, слушали мнения ректоров и рядовых граждан.

В итоге документ был переработан практически полностью. Что нам удалось? Главное - изменить его концепцию.

Раньше предлагалось обучение бакалавров в течение трех-четырех лет, а затем выход их на рынок труда. Но этот рынок пока не создан, выпускать безработных мы не имеем права. Поэтому теперь бакалавриат расценивается как базовое высшее образование, а бакалавр - как человек, получивший определенный объем фундаментальных знаний. В результате бакалавриат плавно встраивается в традиционную систему подготовки специалистов. Магистратура не претерпела изменений. Тем самым мы добиваемся законодательной поддержки интеграции системы высшего образования Беларуси в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии достижений и традиций белорусской высшей школы.

Далее. Будет изменена ситуация, когда медалисты школ и выпускники ПТУ, имеющие дипломы с отличием, принимались в вуз при прочих равных условиях в последнюю очередь. Мы защищаем сельских выпускников, вводя квоту приема сельской молодежи по специальностям, определяющим социально-экономическое развитие села.

Предлагается контрактная форма обучения во всех вузах и по всем специальностям. Мы считаем, что подобный шаг повысит ответственность сторон за качество обучения.

Значительно расширены права и гарантии студентам и преподавателям. Среди них - перевод студентов в другой вуз, перевод на обучение по другой специальности с сохранением всех прав как за обучающимся впервые; возобновление обучения после отчисления по собственному желанию или уважительной причине; для тех, кто был отчислен за совершение дисциплинарного проступка или иного виновного действия, также будет предоставляться право учиться, но за плату; государственная дотация при найме жилья в случае необеспечения местом в общежитии, обязательная прописка на время учебы; вводится право на академический отпуск по финансовым показаниям и др.

Устанавливается соотношение численности преподавателей и студентов, не превышающее 1:10 для дневной формы обучения, что позволит поставить барьер сокращению преподавателей вузов, снижению качества подготовки студентов, даст возможность преподавателям заниматься научной деятельностью.