$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Каким должен быть закон?

26.05.2009

Качественной подготовке нормативных правовых актов, в т.ч. законов, зачастую мешают ведомственные интересы и безынициативность некоторых государственных органов, считает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Валерий МИЦКЕВИЧ.

В последние годы отечественное законодательство стало более качественным, отметил руководитель Центра в своем выступлении на семинаре по проблемам нормотворческой деятельности, в работе которого участвовали юристы, депутаты Палаты представителей, ученые. Докладчик также обозначил проблемы, возникающие на стадии планирования подготовки нормативных правовых актов (НПА).

Одна из них — лоббирование ведомствами своих интересов, что четко проявилась в ходе работы по упрощению административных процедур. По словам В.Мицкевича, когда Центр предлагает министерствам сократить или вообще упразднить ту или иную процедуру, то, как правило, получает ответ на 5-6 листах с обоснованием, что «это сделать нельзя». Так, переход от обязательной к добровольной сертификации в области строительных работ ограничился исключением из перечня лишь малярных и стекольных работ. А сертификация штукатурных, облицовочных и обойных сохранена. «Получается, чтобы покрасить стену сертификат не нужен, а для того чтобы поклеить на нее обои, — нужен», — заострил проблему В.Мицкевич.

Наличие подобных процессуальных норм законодательства должно иметь более высокую аргументацию, нежели учет позиции ведомства, считает директор Центра. НПА призваны обеспечивать максимальный баланс государственных и частных интересов.

Отметил В.Мицкевич также пассивность министерств и ведомств при формировании предложений по изменению законодательства. В прошлом году в 49 госорганов были направлены запросы о необходимости подготовки законопроектов. 21 адресат ответил, что никаких предложений не имеет. «А когда на встрече с работниками местных представительных и распорядительных органов приходится слышать о недостатках законов, то напрашивается вопрос: почему ничего не предлагается?» — недоумевал В.Мицкевич.

Одной из причин того, что национальное законодательство остается громоздким и раздробленным, докладчик назвал множественность правового регулирования. Кстати, эту злободневную тему В.Мицкевич поднимает на встречах с парламентариями не в первый раз.

Думаю, депутатам, участвовавшим в семинаре, есть над чем задуматься. Если принятый ими закон изобилует отсылочными и бланкетными нормами, то его реализация осуществляется через ведомственные инструкции и методические рекомендации, которые иногда выхолащивают содержание основного документа. В итоге такой правовой базой сложно пользоваться, возникают проблемы с ее применением на практике. Особенно много нареканий, в т.ч. и у читателей нашей газеты, вызывает налоговое и таможенное законодательство.

В этой связи интересен опыт Узбекистана, где на 1 декабря 2008 г. действовало 16 кодексов, 498 законов, 907 актов президента, 2760 постановлений кабинета министров. И всего 1500 ведомственных актов. «Согласитесь, что гораздо проще разобраться в таком количестве, чем в наших 45 тыс. НПА», — сказал В.Мицкевич.

Существенной проблемой является нестабильность кодифицированного законодательства. Например, в КоАП с момента его подписания по настоящее время внесено более 200 изменений и дополнений. За три последних года 177 раз корректировались 23 действующих кодекса. Так, 56 изменений было принято в 2006 г., 84 — в 2007 г., 37 — в 2008 г. Наибольшим правкам подвергаются Процессуально- исполнительный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы и Кодекс об административных правонарушениях.

Процесс подготовки изменений в НПА должен быть более согласованным. Кстати, но одном из семинаров, проходивших в декабре в Палате представителей, прозвучала информация о том, что в парламент планировалось направить в течение одного года 4 самостоятельных законопроекта с поправками в Закон «О государственной службе» (при этом несколько из них — в одну и ту же статью). Лишь после экспертного заключения Центра началась работа по объединению всех четырех законопроектов в один и согласованию их нормативных предписаний.

Отдельные шаги по систематизации законодательства, его упрощению в применении сегодня предпринимаются, но делается это в первую очередь главой государства, напомнил В.Мицкевич. Хотя такие инициативы должны исходить от каждого субъекта, вовлеченного в нормотворческий процесс.

К качеству нормативных правовых актов сегодня предъявляются и другие требования, отметил директор Центра. В их числе — соблюдение принципа дебюрократизации, отсутствие сложных зарегулированных процедур принятия тех или иных решений, «усложняющих жизнь простым людям, но облегчающих работу чиновникам». Правовые нормы должны излагаться простым и доступным языком: «Если закон касается широких слоев населения, значительных социальных групп, то он должен быть понятен всем, а не только юристам и узким специалистам».

Анна РАДЮК

P. S. 

Как ранее сообщала «ЭГ», в Беларуси планируется провести «расчистку» законодательства, сократить количество НПА, систематизировать их. Причем речь идет также о том, чтобы сделать законодательство «обозримым, понятным и удобным» в использовании. В итоге будет создана автоматизированная база, включающая порядка 4 тыс. актов. Из них более 1200 актов национального законодательства, 2740 — в сфере международных отношений.