$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Каким будет новый бюджет?

30.09.2008

Законопроект «О республиканском бюджете на 2009 год» и поправки в некоторые законы по вопросам налогообложения рассмотрит 2 октября в ходе девятой сессии Палата представителей третьего созыва.

Депутатский корпус прежнего созыва завершает свою работу. На заключительных пленарных заседаниях планируется рассмотреть более 40 вопросов. В числе наиболее важных — бюджет-2009 и корректировка налогового законодательства.

О том, каким будет главный финансовый документ страны, недавно на расширенном заседании профильной постоянной комиссии Палаты представителей рассказал заместитель министра финансов Владимир АМАРИН.

По его словам, доходная часть бюджета-2009 составит 54,9 трлн. Br, расходная — 57,7 трлн. Br. Бюджет сверстан исходя из цены российского газа 140 USD за 1 тыс. м3. «Данная сумма, в частности, косвенно проходит через субсидии ЖКХ на услуги населению, расходы на субсидирование которых возрастут на 40%», — отметил замминистра.

Увеличены расходы на субсидирование организаций жилищно-коммунального хозяйства по услугам, оказываемым населению. Их объем составит около 1,7 трлн. Br. При этом 48% покроет бюджет, 32% — население (в текущем году граждане оплачивают на 2% больше), остальное — за счет собственных ресурсов предприятий ЖКХ.

Кроме того, проект закона предусматривает выделение из бюджета около 750 млрд. Br на финансирование части инвестиционных расходов энергетического сектора. За счет бюджета-2009 будут профинансированы также подготовительные работы по строительству атомной станции на сумму около 170 млрд. Br.

Как подчеркнул докладчик, бюджет будет не только самым энергозатратным, но и наиболее социально ориентированным за последние годы. Более 42 трлн. Br планируется направить на социальные расходы. Так, предусмотрены повышенные темпы роста ассигнований на здравоохранение, образование, культуру, социальную политику. Их прирост составит более 35% к уровню текущего года, в то время как расходы бюджета в целом возрастут на 26%. Как подчеркнул докладчик, ради «социалки» ограничено даже содержание бюджетных организаций.

Расходы на здравоохранение увеличатся по сравнению с текущим годом, как уже отмечалось, на 35% и составят 6,5 трлн. Br (примерно 4,2% к ВВП). На образование запланировано 8,8 трлн. Br, или 5,7% к ВВП. На адресную социальную помощь — около 100 млрд. Br.

Еще одна особенность законопроекта — значительное увеличение расходов на поддержку жителей регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Они вырастут на 43%. Расходы на реализацию чернобыльских программ достигнут 758 млрд. Br, еще 257 млрд. пойдут на работы по газификации, водоснабжению и дорожному строительству, а также на мероприятия по социальной и экономической реабилитации пострадавших регионов.

Каким будет новый бюджет?

(Oкончание. Начало на с. 1)

Расширится поддержка национальной экономики. Она получит 700 млрд. Br, что в полтора раза больше, чем в 2008 г. Правда, как сообщил В.Амарин, условия оказания господдержки для предприятий изменятся. Прямые ее формы в виде бюджетных ссуд, займов, финансовой помощи сократятся до уровня, обеспечивающего выполнение уже принятых решений. Приоритет будет отдан успешным инвестпроектам. По мнению Минфина, это позволит обеспечить рациональное расходование государственных средств.

Значительную господдержку получит в 2009 г. жилищное строительство, куда будет направлено около 2 трлн. Br. За счет бюджета планируется и создание инженерно-транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, на что выделяется более 863 млрд. Br.

Что касается изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам налогообложения, то В.Амарин сообщил: реализация поправок, предложенных этим документом позволит в 2009 г. сократить налоговую нагрузку на 1,3% к ВВП. «Это около 2 трлн. Br, которые останутся в карманах налогоплательщиков и станут дополнительным фактором повышения конкурентоспособности белорусских товаров на рынках, а также источником собственных оборотных средств и инвестиций» — отметил он.

По словам финансиста, в 2009 г. с 2 до 1% предполагается уменьшить ставку сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. В результате налогоплательщики сэкономят около 1,4 трлн. Br. Кроме того, планируется исключить из обложения налогом на недвижимость активную часть производственных фондов — технологические линии и производственное оборудование (экономия для предприятий составит 400 млрд. Br). В размере 5% будет установлена единая ставка по местному налогу с продаж и налогу на услуги. Ожидаемое от этого шага снижение цен на товары и услуги может достигнуть 360 млрд. Br.

Запланировано также снижение с 35% до 34% ставки обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. В результате платежи уменьшатся на 47 млрд. Br. С 5 до 3% будет снижена ставка налога на приобретение автотранспортных средств.

По словам В.Амарина, работа по снижению налоговой нагрузки продолжится и в 2010 г. Планируется полностью отказаться от сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, от местных целевых сборов из прибыли, и от налога на приобретение автотранспортных средств. В итоге будет отменено 20 налогов, останется 27, из них регулярно оплачиваемых будет только восемь. Остальные платежи будут взиматься в соответствии со спецификой деятельности предприятий и организаций (например, акцизы, налоги на доходы от лотерейной деятельности, госпошлина, оффшорные сборы).

Изменятся также порядок и условия применения подоходного налога. Сегодня он уплачивается по ставке от 9 до 30% от суммарного дохода гражданина. В новом законопроекте предлагается вместо действующей прогрессивной шкалы ввести линейную ставку в 12%. Причем, она будет применяться в отношении доходов граждан, полученных как по месту их основной работы, так и в организациях, не являющихся местом их основной работы (сегодня подоходный налог не по месту основной работы выплачивается в размере 15%).

Для того, чтобы ограничить рост налоговой нагрузки на граждан, доходы которых облагаются подоходным налогом по минимальным ставкам, предлагается увеличить стандартный налоговый вычет с 35 тыс. до 250 тыс. Br. Эта сумма определена с учетом предполагаемого бюджета прожиточного минимума, который будет действовать в 2009 г. Упомянутой льготой смогут пользоваться граждане, чей доход не превысит полутора миллионов рублей.

Всего применение единой ставки подоходного налога в 12% и налоговых вычетов дополнительно сэкономят гражданам около 600 млрд. Br.

Эдуард ТРОШИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях