$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Какие скидки нельзя рекламировать в Беларуси

16.10.2017

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) в 2017 году обнаружило многочисленные случаи ненадлежащей рекламы лекарственных средств в Беларуси. В результате было вынесено 11 предписаний и составлено 5 протоколов об административных нарушениях законодательства о рекламе.

Так, при мониторинге рекламы, распространяемой отдельными аптеками, были обнаружены случаи, когда рекламировалась достаточно большая скидка на лекарства, но на самом деле она предоставлялась только на одно лекарственное средство из всего предлагаемого ассортимента, или скидку в указанном размере можно было получить лишь при покупке, к примеру, трех упаковок лекарства, при том что для курса лечения было достаточно двух.

Все эти факты были проанализированы, систематизированы и рассмотрены на заседании специальной рабочей группы по мониторингу и контролю за уровнем цен на лекарственные средства в Республике Беларусь и выработке мер по улучшению обеспечения ими населения. Там было отмечено, что законодательством не запрещено снижать цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Но при этом указание скидок на такую продукцию в рекламе нарушает требования п. 7 ст. 15 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З), поскольку материально стимулирует приобретение лекарственных средств и тем самым способствует самолечению, приобретению лекарств без консультации врача.

По итогам заседания необходимая информация вместе с рекомендациями МАРТ были направлены в Минздрав для принятия необходимых мер. Кроме того, на сайте МАРТ размещены рекомендации рекламодателям по приведению рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в соответствие с требованиями Закона № 225-З.

В частности, в них говорится, что в соответствии с абз. 10 п. 7 ст. 15, абз. 4 п. 4 ст. 15¹ Закона № 225-З:

– реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники не должна содержать указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

– реклама биологически активных добавок к пище (далее – БАД) не должна содержать указания на возможность получения любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования.

При этом под материальным поощрением понимаются меры, направленные на создание материальной заинтересованности, которая возникает при предоставлении скидки на товар.

Справка «ЭГ». Согласно п. 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703, под скидкой понимается снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю.

Реклама, содержащая информацию о скидках на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники, БАД, направлена на стимулирование реализации перечисленных товаров, создает материальную заинтересованность у их потребителей, поскольку они, приобретая эту продукцию, смогут сэкономить денежные средства.

Подпунктом 1.5 п. 1 Указа Президента от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» установлено, что реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю такими товарами, может осуществляться ниже расчетной отпускной или отпускной цены организации – изготовителя Республики Беларусь. Следовательно, снижать цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, равно как и на БАД, разрешено.

В то же время указание в рекламе скидок на перечисленные товары нарушает требования абз. 10 п. 7 ст. 15, абз. 4 п. 4 ст. 15¹ Закона № 225-З. А поскольку согласно ст. 2 данного акта реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей, то в соответствии с п. 5 ст. 26 Закона № 225-З она не допускается. В частности, МАРТ посчитала ненадлежащей рекламу указанных товаров, содержащую, к пример, информацию «Акция!», «Скидки! – 10% – 20 %» и т.д.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 12.15 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 50 БВ. На данную норму следует обратить внимание не только аптекам, но и тем, кто рекламу производит и распространяет.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ