$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

КАКАЯ ЖИЗНЬ, ТАКАЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ©

10.03.2015

 

Принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) придерживается 80% руководителей крупных и известных компаний республики, показало ежегодное исследование, представленное на IV Международном форуме по КСО. Между тем в 2014 г. наметилась тенденция к снижению «внешней» активности, идет усиление внутрикорпоративных программ.

Ежегодно организаторы форума измеряют не только результаты работы компаний в области КСО, но и отслеживают изменение менталитета, ценностных ориентаций инициаторов программ. Сегодня в обобщенном понимании КСО — это концепция, в соответствии с которой организации несут ответственность за влияние их деятельности на заказчиков и поставщиков, работников и акционеров, местные сообщества и т.д. При этом большинство компаний сосредоточено на дополнительных мерах повышения качества жизни «своих» работников и их семей, предприятия планируют инвестиции во внутрикорпоративные ресурсы с целью укрепиться на рынке и создать (поддерживать) позитивный имидж.

Подробнее о внедрении практики КСО рассказала директор центра управленческих решений Sarmont Дарья Попова. Она отметила, что руководство среднего и высшего звена, специалисты отдела маркетинга/PR/рекламы, специалисты по персоналу понимают под КСО в основном заботу о качестве условий труда работников, обеспечение их соцпакетом (24%), оказание материальной помощи нуждающимся (24%). Некоторые включают в комплексное понятие ответственность предприятия перед обществом, продвижение социальных идей (участие в акциях), добросовестные отношения с бизнес-партнерами и др. (по 12% и менее). Наиболее широко КСО определяют представители ОАО «Интеграл», СП «Белита», СОАО «Модум — наша косметика», отметила Д. Попова.

Об участии в тех или иных видах КСО заявили 86% компаний (–6% к 2012 г.). В 2014 г. по сравнению с 2012 г. значительно расширились направления деятельности предприятий. Ранее многие концентрировались на оказании материальной помощи (75%) и спонсорстве (71%), а сегодня, помимо благотворительности (75,6%), инвестируют в развитие человеческих ресурсов, обучение, повышение квалификации сотрудников (69,8% против 2% в 2012 г.), предоставляют соцпакет (64% против 4%).

С некоммерческими организациями (НКО) в течение последних 2 лет сотрудничали 48% компаний (вдвое меньше, чем в 2012 г.). Д. Попова объясняет эту тенденцию расширением направлений КСО, переходом от преимущественно оказания материальной помощи к внутрикорпоративным инициативам. Предприятия видят партнерами по КСО неправительственные НКО (60,4% компаний) и школы (54,2%). Основным критерием выбора НКО является взаимный интерес к теме, положительный имидж и профессионализм организации. В 2014 г., как и в 2012 г., основным видом помощи являлась финансовая поддержка (практикуют 72,9%), достаточно распространенным — предоставление НКО продуктов либо услуг компании (70,8%). Почти 40% предприятий финансировали для НКО приобретение специальных сервисов, товаров (5,4% в 2012 г.). Компании начали делиться с НКО ноу-хау, опытом и информацией (16,7%), помещениями (10,4%).

Препятствуют участию компаний в КСО малые объемы прибыли (37,2%), несовершенство законодательной базы (36%), отсутствие практики (33,7%), большая налоговая нагрузка (31,4%), недоступность льгот (25,6%). Кроме того, 10,5% учредителей и руководителей не видят целесообразности в данной деятельности.

В будущем компании (66,3%) планируют продолжить реализацию действующих социальных программ (в т.ч. с НКО). Установить партнерские взаимоотношения с некоммерческими общественными организациями и профессиональными объединениями, а также с государственными органами в планах у 37,2% и 36% соответственно. Но 12,8% компаний затруднилось спрогнозировать социальные программы, возможно, их решение будет спонтанным. Однозначно приоритетным для многих является обеспечение сотрудников качественными условиями труда и соцпакетом (50% против 2% в 2012 г.), развитие человеческих ресурсов (50%/4%), обучение и повышение квалификации сотрудников (50%/4%). Некоторые продолжат оказывать материальную помощь нуждающимся (45,3%/73%), выступят спонсорами общественных мероприятий (43%/67%). В целом в 2015 г. планируется более разнонаправленная деятельность в рамках КСО по сравнению с 2012 г. Тенденцию к увеличению имеет учреждение и участие компаний в различных фондах (9,3%/7%).

Для крупной компании КСО — дело принципа, особенно если она имеет иностранный капитал и менеджмент, отметил основатель агентства «Социальные инвестиции» Сергей Туркин (Россия). Средний и мелкий бизнес часто воспринимает КСО либо как необходимость сформировать социальный пакет сотрудникам, либо как спонсорство «живыми деньгами». На самом деле поле для КСО очень широко и помимо традиционных программ может включать инновационные. Например, такие как «адресная помощь» социально незащищенным категориям населения (особенно в нашей ситуации, когда компании отходят от сотрудничества с НКО и начинают внедрять внутрикорпоративные программы), «целевое финансирование» перспективных направлений КСО, вовлечение сотрудников в социальные проекты, например, в качестве волонтерского участия по выходным и др.

Системный подход к КСО означает, что бизнес и его окружение рассматриваются как единая взаимозависимая система, говорит руководитель агентства социального маркетинга Grand BS Дмитрий Гмыза. Бизнес испытывает влияние окружения, заинтересованных сторон и сам влияет на эти стороны. При несистемном (реактивном) подходе к КСО бизнес реагирует на риски (социально-трудовые, экологические, репутационные, риски корпоративного управления, правового регулирования, политические), только когда на него начнут давить сотрудники, местная власть, общественные организации и т.д. При системном подходе к КСО проактивные компании пытаются опередить возможное давление и выстроить свою «систему обороны», создавая отделы по связям с общественностью, СМИ, отношениями с инвесторами, даже (с недавнего времени) по работе с местными сообществами и специальные отделы по корпоративной социальной ответственности. Интерактивный подход к КСО строится на взаимном уважении и диалоге. Просчитываются потребности, возможности каждого участника, каждому отводится своя роль. Это уровень коалиций и партнерств, это намеренное укрепление взаимозависимости для повышения устойчивости всего экономического и общественного организма.

Сегодня 72% предпринимателей по всему миру признают, что успешные бизнесмены учитывают интересы не только акционеров, но и более широких заинтересованных групп: покупателей, сотрудников, поставщиков и местных сообществ.

В Беларуси КСО-проектов с каждым годом становится больше, растет число компаний, планирующих начать работу в этой области, отметил глава Представительства ООН в РБ Санака Самарасинха. Он призвал бизнес, особенно делающий первые шаги в направлении КСО, как минимум подписать Глобальный договор. К нему уже присоединились 49 белорусских организаций. Они добровольно приняли на себя 4 основных обязательства: соблюдать нормы Всеобщей декларации прав человека; строить трудовые отношения в соответствии с Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах на производстве; заботиться об окружающей среде согласно принципам Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию; противодействовать коррупции, придерживаясь требований соответствующей Конвенции ООН.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ