Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
26.06.2012 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАКАЯ ПОЛЬЗА ЭКОНОМИКЕ ОТ БУХГАЛТЕРИИ, А БУХГАЛТЕРУ -ОТ ПЕРЕМЕН©

В ближайшее время белорусскому парламенту предстоит рассмотреть проект новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Этот документ призван изменить многие привычные представления о профессии бухгалтера, месте и роли бухучета в экономике и обществе. О причинах и направлениях этих перемен мы попросили рассказать начальника главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь Татьяну РЫБАК.

В ближайшее время белорусскому парламенту предстоит рассмотреть проект новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Этот документ призван изменить многие привычные представления о профессии бухгалтера, месте и роли бухучета в экономике и обществе. О причинах и направлениях этих перемен мы попросили рассказать начальника главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь Татьяну РЫБАК.

— Татьяна Николаевна, почему возникла необходимость разработки новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»?

— Для этого есть целый ряд причин. Расширение интеграции Беларуси в мировую экономику, выход на глобальные рынки капитала, стремление создать необходимые условия для привлечения иностранных инвестиций, обеспечить как зарубежных, так и отечественных пользователей, включая государство, инвесторов и менеджеров, достоверной и понятной информацией о финансовом положении организаций. Развитие рыночных отношений смещает функции бухучета от контроля и исчисления налогов к формированию такой информации.

Основным инструментом реформирования бухучета приняты международные стандарты финансовой отчетности. Не случайно их применение значится в числе мер по повышению конкурентоспособности белорусской экономики и созданию благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития, предусмотренных в Директиве № 4.

Решение такой задачи требует ясной, последовательной и полной нормативно-правовой базы, в основе которой должен быть Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Именно в нем устанавливается терминология, базовые принципы и способы ведения бухучета и составления отчетности, права и обязанности регуляторов и субъектов бухучета, а также бухгалтеров и пользователей отчетности. При этом в Законе решается целый ряд методологических, организационных и правовых проблем. Закон вводит МСФО в поле отечественного законодательства, определяет порядок их признания, публикации и применения в республике.

Создание качественного информационного поля также одна из приоритетных задач Единого экономического пространства. Так, ст. 3 Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, заключенного в Москве 9.12.2010 г., предусматривает гармонизацию в Беларуси, Казахстане и России требований к объему, качеству и периодичности публикуемой информации, гармонизацию законодательства сторон в области раскрытия информации эмитентами, завершение перехода участников финансового рынка сторон на использование МСФО. Нам необходимо обеспечить выполнение принятых обязательств.

— Как соотносятся механизмы государственного регулирования и базовые принципы бухучета, требующие высокой степени самостоятельности бухгалтера? Не окажется ли между ними противоречия?

— Напротив, функции государственного регулирования бухучета в том и состоят, чтобы обеспечить правильное применение этих принципов в повседневной деятельности. В инструкциях, разрабатываемых на основе нового Закона, будет прописан порядок использования тех или иных методов и принципов, которыми следует руководствоваться. В то же время регламентация бухучета по таким процессам, как составление первичных учетных документов, учетных регистров, постепенно отойдет на второй план. Подобные вопросы в организациях вполне могут решаться самостоятельно.

Таким образом, акценты госрегулирования смещаются от процесса ведения бухучета к его главной задаче — составлению отчетности, регламентации ее содержания и порядка представления.

— Некоторые изменения уже «напрягли» отечественных бухгалтеров. Одних не устраивают новые правила дифференциации и учета затрат, других — капитала, кого-то — необходимость создания резервов по сомнительным долгам, смущают отложенные налоговые активы и обязательства. При этом можно услышать вопросы не только «как это сделать», но и «зачем это надо» и «нельзя ли обойтись?» Что на это можно ответить?

— Настороженное отношение и некоторое неприятие новшеств — обычное явление в любой сфере, тем более в столь консервативной, как бухучет. Нужно время, чтобы понять суть новшеств и научиться их применять. У нас же этот процесс затруднен тем, что многие бухгалтеры видят главную задачу своей работы в оформлении первичных документов и исчислении налогов, но никак не в составлении достоверной отчетности. Такие подходы придется менять. Перемены, которые несет Закон, позволят давать качественно иную информацию, которая будет востребована. А правила, которые вы упомянули, и те, которые предстоит ввести, направлены именно на это.

Так что в интересах организаций соблюдать требования новых инструкций. Тем более, что за их нарушение предусмотрены административные санкции.

— Ну, штраф за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности у нас по сравнению с другими проступками невелик...

— Да, санкции ст. 121 КоАП (от 4 до 20 базовых величин) выглядят более чем мягко по сравнению, например, с Россией, где искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% грозит штрафом от 2 тыс. до 3 тыс. RUB, а предоставление эмитентом заведомо неполной или ложной информации — штрафом до 300 тыс. RUB или лишением свободы. Но и у нас со временем ответственность за намеренное искажение отчетности, влекущее нанесение ущерба ее пользователям, будет усиливаться — в целях обеспечения интересов тех, кто рискует своими деньгами, полагаясь на данные бухучета.

Само понятие «общественно значимые организации», введенное в новом Законе, подчеркивает высокую степень ответственности банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций, ОАО, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке, перед их вкладчиками, клиентами и акционерами. Попытка ввести их в заблуждение относительно реальной устойчивости банка или доходности акций путем искажения финансовых результатов должна наказываться. Ведь если процесс учета, по сути, внутреннее дело организации, то публичная бухгалтерская отчетность рассчитана на внешних пользователей. И государство должно стоять на защите их интересов.

— В чем заключаются основные различия национальных правил бухучета и МСФО?

— Прежде всего — в учетной оценке, особенно основных средств. Во многих организациях они составляют свыше 80% стоимости активов, но именно их стоимость более всего искажена — зачастую намного ниже или выше реальной. Это не позволяет правильно судить о финансовом состоянии предприятия, определять его инвестиционные потребности и т.д. Поэтому в Закон введена отдельная статья «Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации», в которой излагаются определения видов стоимости и особенности их применения, основанные на принципах осмотрительности, нейтральности и полноты.

Некоторые объекты учета у нас до недавнего времени отсутствовали, например, отложенные налоговые активы и обязательства. В ближайшее время будут внедрены правила учета инвестиционной недвижимости, долгосрочных активов, предназначенных для реализации. Существенно искажает отчетность учет дебиторской и кредиторской задолженности исключительно в первоначальной оценке. Поэтому Законом вводится понятие приведенной (дисконтированной) стоимости. Предстоит также установить правила обесценения активов, как это принято в МСФО и законодательстве многих стран.

— Готовы ли наши бухгалтеры к таким переменам? Ведь одно дело документировать и следовать предписаниям, а другое — принимать решения, многие из которых относятся, скорее, к сфере финансового менеджмента...

— Да, привычка во всем руководствоваться инструкциями, а по любым спорным вопросам обращаться за разъяснениями в вышестоящие и контролирующие органы быстро не исчезнет. Новый Закон дает бухгалтерам большую самостоятельность в разработке учетной политики и отражении в бухучете и отчетности ряда операций. Не все готовы ею воспользоваться, но придется перестраиваться — не только соблюдать инструкции, но и не бояться высказывать свое профессиональное суждение в тех случаях, когда прямых указаний в законодательстве нет или же предоставляется возможность выбора.

Особые надежды возлагаются на профессиональных бухгалтеров — специалистов, которые получат сертификаты по итогам аттестации. Только они смогут занимать должность главного бухгалтера общественно значимых организаций с 2016 г.

— А успеем мы подготовить необходимое количество таких кадров?

— Думаю, да. Речь идет о подготовке и аттестации немногим более 2 тыс. профессиональных бухгалтеров — по количеству организаций, подпадающих под определение общественно значимых. Для сравнения, в Казахстане на 1.04.2012 г. было аттестовано 4851 профессиональных бухгалтера, а общее количество организаций «публичного интереса» в этой стране — 3132. Полагаю, что наша страна справится с аналогичной задачей не менее успешно.

— Какая-то очень скромная цифра. Некоторые утверждают, что у нас бухгалтеров 300–400 тысяч...

— Если считать ими всех, кто занимается «бумажной» работой в офисе. К тому же у нас принято возлагать на бухгалтерию обязанности секретаря, кадровика, юриста, кладовщика, экономиста и т.п., а потом говорить об избытке учетных работников. Учитывая, что в стране насчитывается 127,8 тыс. юридических лиц, должно быть и достаточное количество бухгалтеров.

— Есть мнение, что внедрение МСФО упростит ведение бухгалтерского учета. Не окажется ли в итоге обратная ситуация?

— В Беларуси составлять отчетность по МСФО пока предстоит только упомянутым общественно значимым организациям. Остальные, как и сегодня, будут составлять отчетность по национальным стандартам, при разработке которых учитываются положения МСФО. Стоит отметить, что многих операций, приведенных в МСФО, у нас пока просто нет — в частности, связанных с рядом финансовых инструментов. К тому же некоторые нормы международных стандартов в силу ряда причин не применимы в Беларуси и нуждаются в адаптации к отечественному законодательству.

В целом требования достоверности отчетности неизбежно усложняют работу бухгалтера. Это объективная реальность, избежать которой невозможно.

— Сколько времени понадобится в Беларуси для окончательного сближения бухгалтерского законодательства с МСФО?

— Говорить о каких-либо сроках достаточно сложно. Прежде всего потому, что сами эти стандарты ежегодно изменяются. Так что процесс их перевода, изучения и внедрения будет непрерывным. С другой стороны, обязательства, принятые в рамках упомянутого Соглашения, должны быть выполнены всеми его сторонами к 2020 г. Так что время у нас есть.

Беседовал Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений