$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Глобализация

Как завлечь инвестора?

23.06.2009

Программа Восточного партнерства открывает перед белорусскими субъектами хозяйствования перспективы более широкого присутствия на европейском рынке. Вместе с тем следует учитывать, что деловые отношения здесь имеют свои особенности.

Эффективность бизнеса в западных странах оценивается не только привычными категориями прибыли и затрат. Например, важнейшей составляющей экономической жизни является репутация компании. Согласно социологическим исследованиям, такого мнения придерживается 96% руководителей западных фирм.

Работу по формированию позитивного имиджа возглавляет директор по коммуникациям, являющийся одной из ключевых фигур на предприятии. Даже небольшие фирмы не пренебрегают заботой о своей репутации и, как правило, вкладывают деньги в это направление деятельности.

Отечественным субъектам хозяйствования, устремляющим взоры на страны ЕС в поисках инвестора, следует учитывать, что западная культура ведения бизнеса не ограничивается требованием окупаемости инвестпроектов, как считает большинство наших хозяйственников. Иностранные инвесторы ожидают не только возвращения своего капитала, но и хотят иметь полную информацию о стратегии бизнеса, динамике его развития, перспективах. Они требуют доступа к менеджменту, прозрачности и искренности в отношениях. Инвестор будет ожидать, что вы честно расскажете о появившихся проблемах, о том, как собираетесь их преодолевать. Если вы, например, обещали раскрывать 2 раза в год свою финансовую информацию, аудирование по международным стандартам, значит, должны это делать в срок и вовремя.

Западная культура включает также уважительное отношение к инвестору со стороны первых лиц предприятия, которому предоставлены инвестиции. Это значит, что генеральный директор, финансовый директор компании как минимум раз в год должны встречаться с ключевым инвестором за одним столом, подробно рассказывать, куда движется бизнес, а также отвечать на вопросы, в т.ч. и не очень приятные.

Впрочем, прежде чем общаться с инвестором за одним столом, надо пройти через еще более сложный этап — поиск. Белорусским хозяйственникам следует осознать, что в том же Евросоюзе существует большая конкуренция за инвестиции. Деньги даются лучшим компаниям. Чтобы победить конкурентов, претендент на инвестиции должен усвоить здешние правила и подходы, позволяющие добиться результата.

В западных компаниях есть службы или отделы по связям с инвесторами. Либо их функции выполняют посреднические (консалтинговые) фирмы. Так вот задачей этих структур как раз и является поиск на рынке свободных денег, убеждение их владельцев, что бизнес компаний, интересы которых они представляют, самый выгодный и перспективный. Скажем, у вас есть инвестпроект на сотни страниц. Задача специалиста — извлечь из него ключевые вещи, которые могли бы заинтересовать бизнесмена, имеющего свободные деньги. Зачастую как раз на этом этапе инвесторы принимают решение: стоит или не стоит включаться в вашу игру.

Западный опыт свидетельствует, что директорами (менеджерами, специалистами) по связям с инвесторами должны быть очень квалифицированные люди. С достаточным уровнем полномочий и ответственности. Они должны владеть английским языком, понимать бизнес и тонкости технологического процесса, уметь читать финансовую отчетность компании, знать тенденции на глобальном рынке, например, по ликвидности, котировкам, ставкам рефинансирования в отдельно взятой стране, что происходит с ценами на профильном рынке, кто там ключевые игроки, какая у них рентабельность, в чем конкурентные преимущества, потому что обо всем этом может спросить потенциальный инвестор.

Михал СТЕЛЬМАК

Материал подготовлен на основе рекомендаций, прозвучавших на семинаре в Минске в докладах представителей международной консалтинговой компании Financial Dynamics International, посетивших нашу страну по приглашению Делового совета «Беларусь-ЕС» и Белорусской торгово-промышленной палаты.