$

2.0500 руб.

2.2619 руб.

Р (100)

3.1842 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Приватизация

Как завершить чековую приватизацию в Беларуси?

30.09.2003
По решению правительства чековая приватизация в Беларуси завершается 31 декабря 2003г. Сейчас органы власти решают, что делать дальше. Возможны четыре сценария развития: 1) продолжение срока действия ваучеров и действующей схемы приватизации; 2) завершение чековой приватизации с выплатой компенсации владельцам неиспользованных чеков; 3) продолжение чековой приватизации через создание новых инвестиционных фондов и 4) завершение чековой приватизации без денежной компенсации.

Национальная модель

Как показывает опыт проведения массовой приватизации в Чехии, Польше, России, чековая приватизация лучше, чем отсутствие приватизации вообще. В краткосрочном периоде реализация такой модели приватизации, особенно в случае законодательных ограничений чековых фондов по приобретению контрольных пакетов акций, низких требований листинга на фондовой бирже и др., имеет некоторые недостатки, но в долгосрочном периоде позволяет начать реструктуризацию предприятий, сформировать адекватный для них портфель собственников. Так, российская приватизация, столь критикуемая в середине 90-х годов, позволила предприятиям пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов привлечь внутренние и внешние инвестиции и значительно повысить свою конкурентоспособность.

В 1993г. Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. Приватизации подлежало 2/3 государственной собственности. 50% предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий.

Право на получение именных приватизационных чеков "Имущество" имели 7,8 млн. граждан Беларуси, однако только 4,9 млн. человек получили 427,6 млн. чеков.

В 1998--2003гг. динамика приватизации была значительно снижена по сравнению с 1995--1996гг. За чеки приватизировались наименее прибыльные и стратегически неинтересные предприятия, которые в настоящее время практически не платят дивидендов. Это привело к следующему:

-- профессиональные посредники чекового рынка -- специализированные инвестиционные фонды (СИФы) -- в настоящее время являются практически неработоспособными (из 46 созданных СИФов формально на рынке продолжает работать всего 5);

-- юридические лица не имеют права продавать ИПЧ "Имущество", а СИФы могут вкладывать чеки только в объекты приватизации и только на чековых аукционах согласно выделенной квоте;

-- приобретенные по льготной подписке или за ИПЧ акции нельзя отчуждать или продавать на бирже;

-- государство является основным собственником выпущенных приватизированными предприятиями акций;

-- фондовый рынок в Беларуси так и не был создан.

Интересы заинтересованных групп

Сегодня в процессе приватизации в Беларуси задействованы три группы, каждая из которых имеет свои собственные интересы, иногда противоречащие друг другу.

Предприятия стремятся к прибыльности и конкурентоспособности. Рост прибыльности -- это результат эффективной работы или роста производительности труда. Чтобы получить такой рост, необходимо инвестировать в технологии и оборудование, обучить сотрудников, уволить лишних работников и т.д. Такие процессы требуют денег, которые могут прийти только с новым собственником (инвестором), согласным вкладывать деньги, чтобы сделать покупаемое им предприятие прибыльным, получив взамен право контроля над ним.

Возможность приватизировать предприятие за чеки сама по себе препятствует привлечению инвестиций. Государство как один из основных держателей акций тормозит процессы реструктуризации в Беларуси на микро- и макроуровне. Более того, мораторий на обращение акций, приобретенных за ваучеры либо по льготной подписке, огранивает возможности поиска инвесторов и рыночной реструктуризации даже акционированных предприятий.

Правительство (в лице Минфина) является второй группой, имеющей собственные интересы в ходе приватизации. С одной стороны, необходимость поддерживать государственные предприятия, особенно убыточные, не способствует достижению макроэкономической стабилизации. По этой причине Минфин заинтересован в быстрой и успешной реструктуризации предприятий. Продажа предприятий за деньги может привести к дополнительным доходам бюджета. С другой стороны, необходимость выплачивать компенсацию владельцам чеков является угрозой большого бюджетного кризиса и сокращения социальных расходов. Таким образом, правительство заинтересовано в как можно более быстром завершении чековой приватизации без всякой компенсации за неиспользованные ваучеры.

Владельцы чеков -- это третья группа. Формально население имеет право не участвовать в приватизации, а получить деньги за неиспользованные чеки. Поэтому некоторые владельцы чеков могут ожидать денежной компенсации, полагая, что правительство не предоставило достаточного количества привлекательных акций. Отметим, что доверие населения к ваучеру как источнику будущих доходов было низким с самого начала чековой приватизации (учитывая, что только 60% граждан получили чеки).

Из тупика. Возможные сценарии

N 1: продолжение ваучерной приватизации (сохранение статус-кво)

Продление чековой приватизации в Беларуси после 31 декабря 2003г. означает сохранение неэффективной модели приватизации. В результате ни одна из целей приватизации в Беларуси не будет достигнута. Бюджет не получит ни дополнительных доходов от продажи предприятий, ни роста налоговых поступлений. Приватизированные предприятия столкнутся с трудностями при поиске стратегических инвесторов, а их финансовое состояние (при прочих равных условиях) будет ухудшаться. В результате выгоды населения тоже малозаметны -- люди не получат ни дивидендов, ни социальной защиты, ни конкурентоспособных товаров. При таких финансовых показателях маловероятно и создание рынка ценных бумаг. Однако такой ценой можно купить относительную социальную стабильность в обществе.

Принимая во внимание, что и правительство, и директорат понимают все недостатки действующей схемы приватизации в Беларуси, можно ожидать дальнейших исключений из списка предприятий, подлежащих приватизации за чеки. Формально население будет иметь шанс их использовать, однако потенциально привлекательные предприятия будут приватизироваться только за деньги. Усилит ли это уважение и доверие к приватизации и власти?

N 2: денежная компенсация

Среди преимуществ такого развития событий можно выделить:

-- строгое выполнение норм закона и защиты прав собственности;

-- завершение неэффективной чековой приватизации и вследствие этого:

развитие частного сектора;

сохранение социальной стабильности, поскольку ни одна политическая сила будет не в состоянии обвинить власти в невыполнении закона.

Экономическая цена сохранения социальной стабильности и строгого выполнения во многом популистской нормы закона в данных условиях слишком высока. Компенсация за неиспользованные чеки потребует примерно 804 млрд.BYR. По нашим оценкам, каждый владелец ваучера получит от 30 до 70 USD (в зависимости от количества полученных чеков). Эта сумма гораздо больше дивидендов, которые платят ОАО. Таким образом, граждане, отказавшиеся участвовать в приватизации, окажутся в более выигрышном положении, чем те, кто нашел применение своим чекам. Это может положить начало новому витку дискуссии о том, что такое социальная справедливость в условиях трансформации.

В любом случае поиск дополнительных 400 млн.USD и формальное решение проблемы в виде компенсации по номинальной цене с рассрочкой выплаты на длительный срок является, на наш взгляд, также неудачным решением, поскольку еще больше подстегнет разочарование реформами и недовольство представителями власти.

N 3: создание новых инвестиционных фондов

Правительство может создать новые инвестиционные фонды (НИФы), акции которых будут обмениваться на ваучеры. Пакеты акций приватизированных предприятий будут распределены среди инвестиционных фондов (например, акции 5000 предприятий распределены среди 10 фондов). Это нивелирует первоначальные риски вкладчиков и инвестиционных фондов.

Фондом должны руководить три основных органа: наблюдательный совет, совет директоров и управляющая фирма. Первоначально состав наблюдательного совета назначается правительством на конкурсной основе. Наблюдательный совет утверждает выбранную на конкурсной основе управляющую компанию. Управляющими компаниями могут быть частные фирмы, объединения банков, коммерческие банки и т.д.

Среди преимуществ данного сценария можно выделить:

-- соблюдение законодательства (приватизация будет продолжена, люди обменяют ИПЧ на чеки НИФов);

-- Минфин будет избавлен от необходимости поиска дополнительных 400 млн.USD;

-- возможность покупки фондом контрольного пакета акций с целью последующей перепродажи стратегическому инвестору, а также привлечение известных мировых компаний в качестве управляющих создаст реальные предпосылки для начала активной реструктуризации белорусских предприятий.

Наиболее успешный опыт по созданию такого рода фондов есть у Польши. Беларусь, создавая новый институт с целью начала процессов реальной приватизации и реструктуризации, может его позаимствовать.

N 4: завершение чековой приватизации без денежной компенсации

Основной недостаток завершения чековой приватизации 31 декабря 2003г. безо всякой компенсации владельцам неиспользованных ваучеров -- это нарушение закона. Люди могут почувствовать себя обманутыми, государство в условиях низкого доверия к законам со стороны населения в очередной раз продемонстрирует двойные стандарты, не выполняя нормы законов, которые оно само принимает.

Однако завершение чековой приватизации имеет одно большое преимущество. Оно снимет все запреты на движение акций и придаст новый импульс развитию частного сектора.

Дилеммы выбора

По политическим причинам дальнейшее продолжение чековой приватизации (сценарий N 1) является самым простым решением. Это будет означать ее реальное отсутствие и ограничения на реструктуризацию (продажу акций) уже приватизированных (акционированных) предприятий.

У правительства нет денег для выплаты компенсаций (сценарий N 2), даже если это самое справедливое решение. Вот почему мы не согласны с парламентом о необходимости выплат. В любом случае поиск 400 млн.USD коснется каждого налогоплательщика через сокращение социальных программ, увеличение цен на ранее субсидированные товары и услуги, рост внутреннего и внешнего долга, инфляции и пр.

Создание НИФов (сценарий N 3) является более предпочтительным по сравнению с продолжением текущей схемы чековой приватизации. Однако, даже не принимая во внимание возможный скептицизм населения по поводу появления еще одного института наподобие СИФов (негативный прошлый опыт), необходимость бюджетного финансирования РR-компании и затрат времени на создание и продвижение подобной структуры, этот сценарий имеет один главный недостаток -- в существующих политических реалиях Беларуси (никакой массовой приватизации) он принципиально невозможен. Любая попытка скопировать польский опыт заранее обречена на провал, так как подобный фонд будет сильно урезан в своих правах и возможностях. Очевидно, что управляющими компаниями будут не ведущие мировые консалтинговые и финансовые компании и банки (необходимое условие успеха новых фондов), а фирмы, выбранные исходя из размытых критериев экономической и национальной безопасности.

Таким образом, мы считаем, что завершение чековой приватизации без денежной компенсации владельцам неиспользованных чеков (сценарий N 4) является наилучшим решением. Это послужит мощным стимулом развития частного сектора в Беларуси (один из самых важных факторов роста эффективности экономики). В краткосрочном периоде потеря стоимости ИПЧ будет являться убытком для их владельцев, но в долгосрочном периоде выиграют все группы: а) правительство (рост доходов от приватизации, снижение расходов на содержание неэффективных предприятий, снижение налоговой нагрузки и пр.); б) предприятия (начало реальной реструктуризации, рост эффективности и прибыльности), в) владельцы ваучеров (выиграют от общего улучшения экономической ситуации, включая более качественные товары и более высокие зарплаты в будущем).

Наше предложение о завершении чековой приватизации без компенсации означает невыполнение обязательств перед владельцами неиспользованных ваучеров. Политикам следует признать, что в прошлом, когда принимались нереализуемые обещания, была сделана ошибка. И объяснить населению (включая и большинство владельцев чеков), что для будущего роста благосостояния гораздо выгоднее не принимать на себя такого рода обязательства и не проводить популистскую политику. В этом случае правительство и парламент будут реализовывать разумную экономическую политику без значительных потерь в доверии населения.
 
------------------------
Р.S. Материал подготовлен в рамках проекта "Немецкая экономическая группа в Беларуси", целями которого являются анализ актуальных проблем белорусской экономики и подготовка рекомендаций в области экономической политики. Реализует проект Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (ИПМ) при поддержке правительства Германии.

Автор публикации: Елена РАКОВА,Исследовательский центр ИПМРикардо ДЖУЧЧИ,Немецкая экономическая группа в Беларуси


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы