$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как завербовать агента©

12.10.2012

Планы правительства по привлечению в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в размере 4,5 млрд. USD в 2013 г. и 17 млрд. USD в ближайшие 3 года можно решить только при наличии по-настоящему привлекательных условий для зарубежного капитала. Немаловажную роль в этом процессе должен сыграть институт инвестиционных агентов, задача которых — стать проводниками для зарубежных денег, объяснить их владельцам «правила игры» на отечественном рынке.

По мнению Президента Александра Лукашенко, «мы создали идеальные условия для инвесторов». Однако те почему-то обходят Беларусь стороной (в нынешнем году ПИИ на чистой основе пока составили менее 1 млрд. USD) или отказываются от уже согласованных проектов (как в случае с Минск-Сити или некоторых других). В придачу то и дело появляется информация о досрочном прекращении договоров о представлении интересов Беларуси по вопросам привлечения инвестиций в нашу страну. Все это свидетельствует, что не все так хорошо в этой сфере.

Очередным шагом по ее регулированию стало постановление правительства от 27.09.2012 № 882 (далее — постановление № 882), которым внесены изменения в Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утв. постановлением Совмина от 6.11.2009 № 1448 (далее — Положение). Исправит ли ситуацию этот документ, вступивший в силу с 28 сентября?

Ранее для получения полномочий инвестиционного агента необходимо было обратиться с заявлением в соответствующий госорган или исполком, приложив к нему в т.ч. договор о представлении интересов Беларуси по вопросам привлечения инвестиций (далее — договор), информацию о заявителе, его деятельности и опыте в реализации инвестпроектов в Беларуси и за рубежом, предложения с характеристикой мер по представлению интересов Беларуси по вопросам привлечения в нее инвестиций. Теперь же вместе с договором нужно представить еще и краткую информационную справку в произвольной форме, в которой, кроме перечисленных выше сведений, необходимо указать инвесторов, привлекаемых заявителем для реализации инвестпроектов на территории РБ. Иными словами, отныне компания, претендующая на статус инвестагента должна заранее знать всех инвесторов, которых она приведет в Беларусь. На практике это может оказаться довольно затруднительным, а то и невозможным: ведь прежде чем договариваться с инвестором, надо иметь определенные полномочия.

С другой стороны, постановлением № 882 корректируется порядок внесения изменений в договор. Ранее это было возможно только при изменении наименования или местонахождения юридического лица — инвестагента (изменении ф.и.о., местожительства ИП или иностранного физического лица). В других случаях требовалось заключать новый договор, что создавало лишние проблемы и трату времени.

Теперь же любые изменения договора будут осуществляться путем заключения сторонами дополнительного соглашения. При этом в п. 10 Положения установлено, что в случае корректировки договора, требующей внесения соответствующих изменений в постановление о предоставлении инвестагенту полномочий, госорган или исполком, заключивший с ним договор, должен внести в правительство проект этого постановления.

Меняются также правила прекращения полномочий инвестагента (п. 11 Положения). До недавнего времени основаниями для этого служили истечение срока, на который они были предоставлены, или срока действия договора, исполнение своих обязательств по договору инвестагентом, его ликвидация (прекращение деятельности, смерть), а также соглашение сторон, в т.ч. прекращение полномочий инвестагента по инициативе властей при неисполнении или ненадлежащем исполнении агентом своих обязательств. При этом оставалось не совсем понятным, какое соглашение сторон возможно, если решение принял госорган или исполком, не спрашивая инвестагента.

Теперь эта неясность устранена. Договоры могут расторгаться как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке согласно решению Совмина в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) инвестиционными агентами своих обязательств по договору. Соответствующие изменения внесены и в примерную форму договора о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций. Вряд ли это существенно повлияет на улучшение инвестклимата, но по крайне мере перспективы реакции властей на пассивность инвестагентов стали ясны.

Чтобы доказать свое рвение в деле заманивания в страну капитала, инвестагентам в соответствии с постановлением № 882 отныне придется ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в соответствующий госорган (исполком) информацию о ходе реализации предоставленных полномочий. Форму представления такой информации еще предстоит разработать, но это у нас умеют. В отличие от привлечения иностранных инвестиций…

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях