$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как затянуть бюджетный пояс

11.02.2011

Масштабная господдержка и рост зарплат стали слишком тяжким бременем для бюджета страны. Необходимы срочные меры для исправления сложившейся ситуации. Об этом шла речь на заседании коллегии Министерства финансов.

По оценке Минфина, численность бюджетников можно сократить на 10–15%. По словам министра финансов Андрея Харковца, для этого есть веские основания: доля экономически активного населения, занятого в бюджетном секторе, существенно выше, чем в соседних странах. Так, доля занятых в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании в Беларуси составляет 17,5%, в Латвии — 12,8%, а в России — 16,8%. Но докризисные различия лишь увеличились в период кризиса, отметил А.Харковец. По его словам, страны, заявившие курс на либерализацию и привлечение иностранных инвестиций, характеризуются сравнительно низким уровнем вовлечения экономически активного населения в бюджетный сектор.

«Уровень ВВП на душу населения в этих странах близок к ВВП Беларуси, но доля занятых в основных отраслях социальной сферы ниже на 3,5 процентных пункта и составляет 14%», — подчеркнул А.Харковец. По оценкам министра, приведение численности бюджетников в соответствие с реальными потребностями экономики позволит сократить расходы бюджета на 2 трлн. Br. Большую часть этих средств можно было бы перераспределить на финансирование инвестиций в развитие бюджетной сферы и вывести ее на качественно новый уровень.

Заметим, что в России президент Д.Медведев в июне прошлого года поручил правительству сократить на 20% число федеральных чиновников. Эта мера может коснуться у наших соседей 120 507 сотрудников, что позволит, по оценке Минфина РФ, сэкономить 43,4 млрд. RUB, половина которых может быть направлена на увеличение зарплат оставшихся. У нас же подход обратный: в прошлом году подняли зарплаты бюджетникам, надеясь, что казна выдержит, а теперь встал вопрос об их сокращении.

СТОЛЬ же серьезной выглядит ситуация с господдержкой. Беларусь, как и многие другие страны, в 2009–2010 гг. наращивала вливания денег в экономику, надеясь обеспечить этим ее оживление и рост. Но теперь, как и все остальные, мы столкнулись с проблемой роста долгов, рассчитываться по которым «спасенные» субъекты, привыкшие к дешевым деньгам, не хотят или не могут. Поэтому Минфин Беларуси намерен инициировать повышение ставки по кредитам до уровня ставки рефинансирования для предприятий — неплательщиков по займам. А.Харковец отметил, что пролонгация погашения кредитных ресурсов и возникновение неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредиту до уровня как минимум ставки рефинансирования. По словам министра, минувшее пятилетие начиналось с того, что господдержка оказывалась предприятиям в основном в виде прямого субсидирования и бюджетных ссуд, а объем господдержки неуклонно растет. «В 2010 г. по сравнению с 2008-м объем этих расходов бюджета вырос более чем в 5 раз и достиг 2,2 трлн. Br. Дополнительно к этому регулярно подпитывается банковая сфера для реализации проектов в рамках госпрограмм», — подчеркнул министр. По его словам, «государственная поддержка настолько масштабна, что ею пронизаны почти все сферы экономики. В результате до половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, льготируется за счет бюджета». А вот вернуть предоставленные ресурсы все труднее. Предоставляемые на 1–2 года кредиты не единожды пролонгируются под предлогом трудностей сбыта, утраты рынков и т.п. «Понятно, что, получив дешевые оборотные средства, никто не собирается от них отказываться. Но необходимо уходить от подобной практики. Льготные кредиты, бюджетные ссуды должны иметь строго целевую направленность», — считает А.Харковец. Отметим, по сути льготирование за счет бюджета превращает частные долги предприятий в государственный долг, что профессор Нью-Йоркского университета Нассим Талеб назвал «раковой опухолью» современной экономики.

ВОЗМОЖНО, ужесточение политики бюджетных расходов позволит продолжить смягчение налогового бремени. Так, министр финансов заявил на заседании коллегии, что если решится вопрос с льготами, то можно будет подумать и о снижении ставки налога на прибыль с нынешних 24% до 22–20%, а если ситуация в экономике позволит, то в последующем и до 18%. Это сделает Беларусь одной из стран с самым низким уровнем налогообложения прибыли в регионе, тем более что, как заверил министр, никакие новые налоги вводиться не будут. Наоборот, планируется создать стимулы для инвестиционной активности. Так, министр пообещал полностью освободить от налога на прибыль средства, направленные на создание новых и модернизацию действующих производств, а также ввести, наконец, перенос убытков на прибыль будущих периодов. По НДС будут сняты временные и количественные ограничения по налоговым вычетам при осуществлении инвестиций. Стимулировать инновационную деятельность должно установление пониженной ставки налога на прибыль (в размере 10%) от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, а также для организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

Важно, что такие льготы будут всеобщими и доступными для субъектов, независимо от форм собственности, а не индивидуальными, тем более что обоснованность последних порой весьма сомнительна, а их применение создает диспропорции в условиях конкуренции.

А.Харковец также пообещал, что в 2011 г. завершится реформирование бухучета. Завершена работа по подготовке новой редакции закона «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором учтены требования большинства Международных стандартов финансовой отчетности. В результате будет создана максимально приближенная к МСФО национальная система бухучета и отчетности, по которой будет работать большинство организаций. Это, по мнению министра, позволит потенциальным инвесторам принимать решения на основе белорусской отчетности с поправкой на методы оценки стоимости активов. Кроме того, в текущем году будут созданы необходимые условия для составления отчетности общественно значимыми организациями в полном соответствии с МСФО. Это коснется банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений, биржи, профучастников рынка ценных бумаг. Но внедрение МСФО, как подчеркнул А.Харковец, не сулит бухгалтерам легкой жизни. Наоборот, это потребует серьезного уровня профессиональных знаний работников не только бухгалтерских служб, но и экономистов, финансистов и руководителей.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях