$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КАК ЗАЛАТАТЬ БЮДЖЕТ©

15.11.2011

Эксперты Всемирного банка в недавно опубликованном докладе «Обзор государственных расходов Республики Беларусь» предложили ряд мер бюджетно-налоговой политики, реализация которых позволит достичь в среднесрочной перспективе ежегодной экономии средств казны в размере 3,9% ВВП. Реформирование расходной части бюджета способно сократить государственный сектор, обеспечив устойчивое уменьшение налоговой нагрузки при сохранении необходимого объема средств для осуществления государственных капиталовложений и защиты уязвимых групп населения от негативных последствий кризиса.

До сих пор размер и состав расходов отражают экономическую модель Беларуси, которая предусматривает ведущую роль государства и основана на незавершенной реструктуризации сектора предприятий и широком перераспределении доходов. Это проявляется в значительных расходах на различные виды господдержки, что смягчает бюджетные ограничения и ведет к отсрочке реструктуризации энергетического, сельскохозяйственного и иных секторов. Общий объем расходов на господдержку увеличился с 7,6% ВВП в 2004 г. до 10,4% в 2008 г., что было преимущественно вызвано ростом субсидий (с 3 до 4,3% ВВП за этот период). Общая сумма поддержки, включая налоговые льготы, уменьшилась в 2009 г., но оставалась при этом на высоком уровне — 9% ВВП. Сокращение прямого финансирования госпредприятий из бюджета в 2009 г. сопровождалось расширением программ целевого кредитования, реализуемых банками. Такая действующая до сих пор система искажает условия ведения бизнеса и снижает конкуренцию. Все предприятия работают в условиях высокого уровня налогообложения, в то время как господдержка распределяется неравномерно и произвольно. По данным Минэкономики РБ, свыше 3 000 предприятий ежегодно пользуются государственной поддержкой. При этом более 10% общих бюджетных ассигнований — расходы на сельское хозяйство. Общий объем его поддержки, включая бюджетные, внебюджетные ресурсы и налоговые льготы, оценивается в размере свыше 5% ВВП.

На долю жилищно-коммунального хозяйства также приходится значительная часть средств бюджета и перекрестного субсидирования. Государственные расходы на ЖКХ, включая электроэнергию, сбор мусора, содержание жилого фонда и т.д., выросли за последние 10 лет более чем до 3% ВВП в прошлом году.

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС госрасходов на социальную политику в среднем составлял 13,3% ВВП в 2003– 2007 гг., что отражает особенность экономической модели страны, заключающуюся в щедром перераспределении. Эти расходы лишь немного сократились в 2008 г. и вновь возросли в 2009–2010 гг. В прошлом году расходы на социальную политику достигли 14,3% совокупных госрасходов. В будущем в результате старения населения неизбежно сформируется тенденция к росту расходов на пенсионное обеспечение, что приведет к структурному дефициту бюджета Фонда социальной защиты населения.

Субсидии и трансферты — самая большая составляющая расходов, на долю которой в среднем приходилось 22% совокупных расходов в 2003–2011 гг. Свыше 12% из них представляют собой трансферты в рамках ФСЗН и иных программ социальной защиты. Остальные практически равномерно распределены между субсидированием потребителей и субсидированием производителей.

Большие объемы капитальных расходов (свыше 9% ВВП в год в 2003–2008 гг.) внесли серьезный вклад в экономический рост. Но именно эта часть расходов больше всего пострадала в период экономического спада и бюджетной консолидации. В бюджете на 2011 г. предусмотрено сокращение капитальных расходов до уровня менее 7% ВВП. По оценке экспертов ВБ, действующая в нашей стране система управления государственными финансами хорошо приспособлена для реализации предлагаемых коррекций расходов.

В условиях всеобщей нестабильности Беларусь испытывает давление на бюджет, связанное с необходимостью одновременно бороться с серьезными макроэкономическими дисбалансами и углублять структурные реформы, отмечают в докладе. В краткосрочной перспективе придется решать проблемы восстановления доверия к национальной валюте и привлечения внешнего финансирования. Значительные риски связаны с перспективами роста ключевых торговых партнеров (в основном России) и мировыми ценами на удобрения и нефтепродукты. Если внешний спрос не восстановится, предупреждает ВБ, продолжится рост дефицита счета текущих операций. Его финансирование, по-видимому, будет по-прежнему опираться на быстрый рост долга, в т.ч. и государственного.

В СВЯЗИ с расходами на обслуживание долга сократится объем средств бюджета, доступных в настоящее время для финансирования щедрых государственных программ. Учитывая опасно низкий уровень резервов и быстрое ослабление обменного курса, требуется незамедлительная макроэкономическая коррекция для обеспечения внешней стабильности. Необходимо одновременное ужесточение бюджетно-налоговой и денежно- кредитной политики для сдерживания внутреннего спроса, включая сокращение кредитования госпрограмм. Что касается бюджета, то фискальная коррекция должна опираться на сокращение всех расходов (субсидий и трансфертов, капитальных расходов и расходов на товары и услуги), а также на ускоренное повышение тарифов на коммунальные услуги до уровня полного возмещения затрат, уверены эксперты ВБ.

Правительство уточнило целевой показатель дефицита госбюджета на 2011 г. (без ФСЗН), снизив его с первоначально запланированных 2,9% ВВП до 1,5%. Это будет достигнуто за счет урезания капитальных расходов (около 1% ВВП), отсрочки капвложений в строительство дорог и других направлений (стратегические инвестиции, например, в повышение энергоэффективности будут защищены). Предстоит увеличить расходы на социальную помощь для смягчения негативного влияния на уязвимые домашние хозяйства (около 0,5% ВВП). Дополнительно следует рассмотреть возможности сдерживания зарплаты в бюджетном секторе и сокращения госпрограмм строительства жилья, приобретения сельхозтехники.

В среднесрочной перспективе для сокращения общего размера госсектора и формирования фискального пространства для снижения налогов устойчивым, с точки зрения бюджета, образом необходимо рационализировать неэффективные субсидии в энергетическом секторе, сельском хозяйстве, иных отраслях. Чтобы отреагировать на эти вызовы, требуется быстро провести фискальные реформы, охватывающие структуру расходов и доходов госбюджета.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА