$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

КАК ЗАКОННО СДЕЛАТЬ БУМАГИ ЦЕННЫМИ©

29.11.2013

Фондовый рынок играет сегодня весьма скромную роль в отечественной экономике. Изменится ли это положение с принятием нового закона «О рынке ценных бумаг», проект которого поступил в Палату представителей?

Новый закон должен будет заменить ныне действующие законы от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» и от 9.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь».

В проекте закона обновлена терминология, в частности, даны определения листинга, производных ценных бумаг и некоторые другие, ныне имеющиеся лишь в отдельных указах и подзаконных актах. Более подробно изложены вопросы эмиссии ценных бумаг на всех ее этапах, реквизиты эмиссионных ценных бумаг, предъявляемые к ним требования, удостоверения прав по ним. Отдельная глава 2 (ст.ст. 4–8) законопроекта посвящена полномочиям Президента, Совмина, Нацбанка и республиканского органа госуправления по государственному регулированию рынка ценных бумаг.

Столь же подробно определяется порядок обращения ценных бумаг. В частности, в проект перенесены многие нормы Указа Президента от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», а также инструкций о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утв. постановлением Минфина от 12.09.2006 № 112, и других нормативных актов. Названы случаи, когда сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг должны совершаться только через организатора торговли ценными бумагами (сделки с ценными бумагами ОАО, акции которых допущены данным организатором к обращению; сделки между профучастниками, в т.ч. выступающими посредниками по сделке). Посредниками по сделкам, совершаемым на бирже, могут быть только брокер и доверительный управляющий, а регистрировать сделки, совершаемые на неорганизованном рынке, — брокер и депозитарий. В проект внесены особенности обращения биржевых облигаций, а также правила оформления сделок, ныне регламентированные Указом № 277 и упомянутыми инструкциями. Запрещается использовать собственные долговые обязательства в качестве обеспечения исполнения обязательств по сделке. Интересно, что в ст. 13 проекта говорится, что в решении о выпуске облигаций может содержаться обязанность эмитента осуществить досрочный выкуп облигаций, а владельцев облигаций — продать их по требованию эмитента, а также дата наступления либо порядок определения таких обязанностей. Остается научиться использовать возможности margin cаll в отечественной практике.

Законопроект определяет особенности допуска ценных бумаг зарубежных эмитентов к размещению и (или) обращению на территории Беларуси, а также определяет требования по раскрытию информации по ним.

Профессиональная и биржевая деятельность на фондовом рынке согласно проекту включает брокерскую, дилерскую, клиринговую и депозитарную деятельность, доверительное управление ценными бумагами и организацию торговли ими. Не упомянута здесь деятельность инвестиционного фонда, которая сегодня входит в такой перечень. По замыслу разработчиков законопроекта управление активами инвестфонда, создание которого возможно и без учреждения юрлица, будет осуществляться управляющей компанией после прохождения госаккредитации.

Определены требования по лицензированию профессиональной и биржевой деятельности на рынке ЦБ и деятельности лицензиатов. При этом ограничения на совмещение профессиональной и биржевой деятельности поручено разработать республиканскому органу госуправления, осуществляющему госрегулирование рынка ЦБ.

Регламентируется порядок деятельности по организации торговли ценными бумагами на внебиржевом рынке ЦБ. В частности, предлагается осуществлять ее фондовой биржей при наличии в ее структуре обособленного подразделения, выполняющего такие функции. Это, по мнению авторов проекта, позволит обеспечить прозрачность операций с финансовыми инструментами, не допущенными к обращению на бирже, например, деривативами, ценными бумагами иностранных эмитентов и др. (если такие сделки появятся). Разделение деятельности организатора торговли ценными бумагами и фондовой биржи должно упорядочить оба процесса и помочь созданию конкурентной среды и условий для функционирования прозрачного внебиржевого рынка ЦБ. Одновременно в новой редакции определяется порядок деятельности фондовой биржи.

Более детально по сравнению с действующим законодательством регламентирована процедура раскрытия информации участниками рынка ЦБ — эмитентами, профучастниками, акционерами ОАО, а также республиканским органом госуправления, осуществляющим госрегулирование рынка ценных бумаг. Так, эмитенты, в т.ч. иностранные, чьи ценные бумаги допущены к размещению и обращению в Беларуси, будут обязаны раскрывать итоговую (годовую, ежеквартальную) информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также оперативную, сообщая о существенных фактах, касающихся их деятельности. К существенным фактам предлагается относить совершение эмитентом крупной сделки (в значении ст. 58 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»), сделки c заинтересованностью аффилированных лиц, сделки эмитента с 5 и более процентами своих простых акций собственного выпуска, реорганизацию (ликвидацию) эмитента, его дочерних и зависимых хозобществ, возбуждение в отношении эмитента производства по делу о банкротстве, формирование реестра владельцев ценных бумаг эмитента, сведения об эмиссии, выплату дивидендов по акциям, дохода по облигациям, а также иные действия (события), определяемые регуляторгом.

Ст. 56 проекта требует, чтобы эмитенты публиковали в печатных СМИ либо доводили до сведения неопределенного круга лиц иным образом, определенным регулятором, годовой отчет в срок не позднее одного месяца после его утверждения в порядке, установленном законодательством. Заметим, что какой-либо ответственности за нарушение этих требований в нашей стране сегодня не предусмотрено (не считая приостановки допуска к торгам на БВФБ). Однако в проекте имеется запрет рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Беларуси. Кроме того, условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными этим законодательством, являются ничтожными. Нарушение данных положений профессиональным участником рынка ЦБ будет являться основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности и (или) наложения штрафа.

В дополнение к ограничениям, предусмотренным ст. 22 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», в проекте запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел госрегистрацию, или публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено отечественным законодательством, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Информация на рынке ценных бумаг подразделяется на конфиденциальную и общедоступную, а также закрытую и инсайдерскую, что, по мнению разработчиков законопроекта, исключает неоднозначность толкования данных терминов и позволит предотвратить незаконное использование информации участниками рынка ЦБ. Заметим, что в Указе № 277 подобные ограничения уже предусмотрены, а также установлены и меры административной и уголовной ответственности за их нарушение.

Особые требования о раскрытии информации установлены для лиц, ставших владельцами 5% и более простых акций, а также о любом дальнейшем увеличении их доли на 5, 10 и т. д. процентов, и для намеревающихся приобрести более половины простых акций. Так, сегодня любое лицо, намеревающееся купить более 50% акций с правом голоса, обязано сделать предложение о скупке всех акций данного эмитента, обращенное ко всем акционерам, и сообщить об этом в центральный орган по антимонопольной политике РБ либо в его территориальный орган. Согласно ст. 25 проекта лица, раскрывшие в установленном порядке информацию о намерении приобрести более 50% простых (обыкновенных) акций одного ОАО либо пакет акций, в результате приобретения которого они станут владеть более чем 50% таких акций, будут обязаны предпринять необходимые действия для заключения сделок и не вправе уклоняться от заключения сделок с акциями этого эмитента на условиях и в порядке, указанных в такой информации. Кроме того, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством РБ, на совершение сделок с акциями потребуется получение согласия антимонопольного органа.

Любопытной новацией проекта можно считать определение саморегулируемых организаций профучастников рынка ЦБ, указание требований к ним, прав и обязанностей, вплоть до внешнего контроля качества и создания компенсационных фондов в целях возмещения понесенного инвесторами ущерба в результате деятельности членов СРО. Впрочем, членство в таких организациях не является обязательным.

Как объяснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, законопроект в первом чтении, вероятнее всего, будет рассмотрен на весенней сессии, которая откроется в начале апреля.

Анна РАДЮК


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях