$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как закалялся лизинг©

20.04.2012

Из-за известных проблем валютного рынка в прошлом году появился ряд факторов, существенно сдерживающих развитие лизинга в стране. На протяжении нескольких месяцев отсутствовала свободная конвертация национальной валюты, что сделало невозможным приобретение предметов лизинга за валюту. У лизингодателей, имевших внешние заимствования, появились проблемы с погашением кредитов. Множественность курсов привела в смятение национальных производителей, и они не нашли ничего лучшего, чем прекратить отпуск продукции за рубли. Сложившаяся на конец года стоимость рублевых ресурсов не добавила оптимизма потенциальным лизингополучателям. В совокупности все приведенные факторы существенно ограничили объем заключенных за год договоров лизинга. Рассмотрим итоги этого рынка в столь сложных условиях.

По итогам 2011 г. статотчетность предоставили 174 лизинговые компании, причем продолжили свою деятельность на конец года — 154.

Заметим, что сборник «Лизинг в Республике Беларусь в 2011 году», опубликованный Белстатом, вышел в этом году в несколько видоизмененном формате. Основные параметры, по которым исследуется рынок, — объем нового бизнеса и стоимость лизингового портфеля, в отчете Белстата приведены без НДС. Появился новый параметр — стоимость заключенных за год договоров, по которым предмет лизинга передан лизингополучателю в этом же году. Новый вариант государственной статистической отчетности по форме 1-ф (лизинг) «Отчет о лизинге» вызвал неоднозначную реакцию в лизинговом сообществе и будет в ближайшее время пересматриваться для придания ему более удобной для заполнения формы. Для сравнимости результатов приводим соответствующие параметры итогов 2011 г. с добавлением НДС.

В этих сложных условиях белорусским лизингодателям удалось удержать рынок от существенного падения и показать положительную динамику в национальной валюте. Объем нового бизнеса, или стоимость заключенных за год договоров лизинга, составил 6 877 483 млн. Br, или 854 млн. EUR (по средневзвешенному курсу Нацбанка). В рублевом эквиваленте рост к 2010 г. составил 69%, в валютном — падение на 16%. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал выросла на 0,1% и достигла 7,6%, а в валовом внутреннем продукте, как и годом ранее, — 2,5% (таблица 1).

В общем объеме договоров, заключенных в 2011 г., большую часть занимали договоры финансового лизинга, в т.ч. сублизинга — 0,7%, возвратного лизинга — 6,6%, международного лизинга — 2,6%. Последние в 2010–2011 гг. становились все популярнее: в прошлом году их число выросло по сравнению с 2010 г. в 2,5 раза, а по сравнению с 2009-м — в 46,5 раза.

Еще один важный показатель рынка — объем лизингового портфеля на конец отчетного года. На 31.12.2011 г. суммарный объем обязательств лизингополучателей составил 10 974 000 млн. Br — на 95% больше, чем годом ранее. Отношение величины лизингового портфеля к объему нового бизнеса, характеризующее динамику роста лизинга, по итогам 2011 г. составило 1,6. Это говорит о снижении темпов роста по отношению к 2010 г. (таблица 2).

Отрадно, что расчеты по договорам лизинга становятся все аккуратнее. Так, уровень просроченной задолженности снизился с 13% в 2009 г. до 10% в 2010-м и до 8% в 2011 г. При этом основная масса задолженности приходится на лизинг сельскохозяйственной техники по госпрограммам. Сохранились центробежные явления в территориальном распределении объема заключаемых договоров: 87% белорусского рынка лизинга сконцентрировано в г. Минске.

Устойчивой тенденцией является снижение в общем объеме лизинговых операций доли банков-лизингодателей. Если в 90-е годы они контролировали около 75% рынка лизинга, то в 2007 г. — 39%, а в 2011-м — лишь 4%.

Существенные изменения претерпела и структура предметов лизинга. Впервые за все годы наблюдений доля лизинга транспортных средств превысила 50% общего объема и составила 62,1%. Рост объемов лизинга транспортных средств произошел благодаря появлению нового для нашей страны предмета лизинга — железнодорожных вагонов. Без преувеличения, они стали тем локомотивом, который вытащил общий объем нового бизнеса и привел к существенному перераспределению среди лидеров рынка (рис. 1).

Среди источников финансирования лизинговых операций 76% составили заемные средства и 24% — собственные.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях