Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как выкупить арендуемую госнедвижимость

Фото: bizi.si

Госкомимущество Беларуси разместило на своем сайте рекомендации арендаторам, как им выкупить арендуемую недвижимость. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, советы этого гос­органа для тех, кто все еще раздумывает, стоит ли ему вступать в подобные отношения с государством.

 

Три условия – необходимые и достаточные

Исходя из положений Указа Президента от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее – Указ № 294) субъекты хозяйствования, которые арендовали находящуюся в собственности государства недвижимость как минимум три года и при этом выполняли свои обязанности по договорам аренды надлежащим об­разом в течение всего этого трехлетнего периода, имеют своеобразный бонус от собственника. Им дается право преимущественного приобретения такого имущества по рыночной стоимости, причем на его оплату предоставляется рассрочка до 5 лет с момента заключения договора купли-продажи. Правда, платежи в счет оплаты будут ежемесячно ин­дексироваться.

Аналогичная норма содержится и в Положении о порядке распоряжения государственным имуществом, утв. Указом Президента от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Положение), которое вступит в силу с 15 ноября 2019 г.

Следовательно, чтобы реализовать указанное право льготного выкупа, необходимо одновременное выполнение трех условий:

1) срок аренды имущества арендатором должен составлять не менее трех лет;

2) арендатор должен надлежащим образом исполнять договор аренды;

3) собственник должен принять решение о продаже арендуемого объекта и направить арендатору соответствующее уведомление. Другой вариант: арендатор по собственной инициативе направил обращение арендодателю о желании выкупить арендуемое имущество, а тот, в свою очередь, дал согласие на его продажу.

 

Что такое «надлежащее исполнение»

При изучении указанных условий неизбежно сталкиваешься с вопросом, что такое «надлежащее исполнение» обязательств по договору аренды. Кажется, что оценка этого условия всегда носит субъективный характер, и без разъяснений, что под ним понимать, не обойтись.

Госкомимущество, зная, что такие вопросы обязательно возникнут, разъяснило и их. В первую очередь, оно напомнило, что, согласно ст. 290 Гражданского кодекса (далее – ГК), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Поэтому для целей продажи арен­дуемого имущества арендаторам, по мнению ГКИ, под надлежащим ис­полнением договорных отношений следует понимать выполнение совокупности следующих условий:

1) на момент согласия собственника о продаже арендуемого имущества и до момента принятия им решения о его отчуждении арендатору должны отсутствовать:

– задолженность по уплате аренд­ных и иных платежей (штрафов, пеней, платежей, связанных с расходами на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт, коммунальные услуги и т.п.);

– факты неисполнения иных обязательств по договору аренды;

2) в случае осуществления без письменного разрешения арендодателя перепланировки или улучшений, неотделимых без вреда для имущества и его конструкций, арендатор должен либо привести арендуемое имущество в прежнее состояние, либо осуществить госрегистрацию произведенных  изменений, а также упла­тить штрафные санкции за такие изменения в имуществе (если они были наложены).

Таким образом, чтобы считаться арендатором, достойным продажи госимущества в рассрочку, нужно всего лишь не иметь долгов перед арендодателем и по-хозяйски (в хорошем смысле этого слова) относиться к арендуемому имуществу.

 

Судьба составных частей и принадлежностей

Понятно, что любой объект недвижимости сам по себе функционировать не может – к нему должны быть подведены инженерные сети, иногда необходимы какие-то вспомогательные сооружения. Даже обыч­ный забор вокруг отдельно стоящего объекта и так называемые места общего пользования могут стать проблемой, если сам объект будет продан, а они останутся в чужой собственности.

Госкомимущество не забыло и про этот аспект, сославшись уже на ст. 135 ГК, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), должна следовать судьбе главной вещи, если в договоре не установлено иное.

В «преломлении» данной нормы на продажу арендуемого госимущества это, по мнению ГКИ, означает, что в состав отчуждаемого объекта аренды можно включать его составные части и принадлежности (инженерные сети, забор, вспомогательные сооружения, места общего пользования и т.п.), которые арендатор до отчуждения не арендовал. Отметим, что в его состав также разрешено включать составные час­ти и принадлежности, которые были выявлены при проведении техинвентаризации объекта, осуществляемой перед госрегистрацией прав на него.

Кроме перехода к арендатору прав собственности на указанные части объекта это также имеет и весьма положительный для арендатора финансовый аспект: на приобретение всех этих составных частей и принадлежностей должна распространяться та же рассрочка оплаты, что и на сам объект.

 

Неотделимые затраты на улучшение

А что делать с затратами на улучшение арендуемого объекта, которое арендатор произвел за свой счет и на вполне законных основаниях, своевременно получив письменное согласие арендодателя, и которое невозможно отделить, не причинив ему вреда? Согласно разъяснению ГКИ, при реализации такого объекта арендатору его рыночная стоимость должна быть уменьшена на сумму затрат последнего на эти улучшения. Естественно, если такие затраты уже были арендатору возмещены, никакого уменьшения стоимости продаваемого объекта не производится.

Отметим, что, согласно постановлению ГКИ от 18.01.2013 № 6, в котором содержится толкование отдельных норм Указа № 294, сделанных госкомитетом в рамках полученных им полномочий:

при определении рыночной стоимости объекта недвижимости она уменьшается на сумму затрат по улучшению арендуемого имущества, которая относится на увеличение его стоимости (модернизация, реконструкция, проведение иных аналогичных работ);

сумма затрат на неотделимые улучшения, на которые производились эти затраты, определяется исходя из их остаточной стоимости и рассчитывается на момент определения рыночной стоимости продаваемого объекта;

при расчете остаточной стоимости указанных улучшений их физический износ определяется путем осмотра и установления их фактического состояния. Если же осмотр объекта по каким-то причинам невозможен, для ее определения применяется метод нормативного износа.

 

Когда в выкупе будет отказано

В разъяснении ГКИ приведен и исчерпывающий перечень ситуаций, когда с предложением о выкупе объекта недвижимости можно и «не соваться» – все равно откажут. Таких ситуаций всего три.

Во-первых, отказа следует ожидать, если арендуется часть объекта (например, одно помещение в нем), а собственник решил продать все здание (сооружение) в «одни руки». То же самое касается даже отдельного здания (сооружения) в случае, когда продать решено целый комплекс зданий, объединенных по каким-то признакам.

Во-вторых, нельзя будет выкупить помещения, которые арендовать можно, но нельзя «вычленить» исходя из требований законодательства о госрегистрации недвижимости, на­пример, часть изолированного помещения или те же места общего пользования.

В-третьих, «палки в колеса» вполне могут вставить местные органы власти, включив арендуемое имущество, находящееся в коммунальной собственности, в специальные перечни, которые отвечают неким установленным Мингорисполкомом либо горисполкомами областных городов критериям.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by