Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Проблемы и решения
08.01.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как выйти из тени?

Объем теневого оборота в Беларуси, по данным различных исследователей, оценивается в размере 30--50% к валовому внутреннему продукту. Следует отметить, что доля теневой экономики, оцениваемая 40--50%, является критическим уровнем, угрожающим нормальному существованию общества.

Объем теневого оборота в Беларуси, по данным различных исследователей, оценивается в размере 30--50% к валовому внутреннему продукту. Следует отметить, что доля теневой экономики, оцениваемая 40--50%, является критическим уровнем, угрожающим нормальному существованию общества.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА -- почти всегда неразлучная спутница "прозрачной". Она связана с естественным желанием предпринимателя получить максимум прибыли при минимуме затрат. Разрабатывая программы по борьбе с "теневой" деятельностью субъектов хозяйствования, государственные структуры предлагают использовать перечень методов, которые по своей сути сводятся к двум подходам.

Первый предполагает создание радикально-либеральных условий хозяйствования, направленных на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. В России использование этого подхода привело к возникновению криминальных финансовых групп и ограничению возможностей нормальной предпринимательской деятельности.

Второй связан с ужесточением контроля над хозяйственниками -- так называемый репрессивный подход. Он ведет к созданию большого количества контролирующих служб, усилению существующих подразделений, ужесточению законодательства и т.д. и всегда сталкивается с сопротивлением не только "теневиков", но и рабочих, которым нелегальная деятельность позволяет или получать дополнительные доходы, или своевременно получать заработную плату, или избежать безработицы. Наше правительство, судя по всему, больше склоняется к применению именно административного рычага управления экономикой.

Подтверждением, например, являются обсуждаемые сейчас в прессе планы правительства по введению обязательного безналичного расчета при приобретении гражданами жилых помещений, автотранспортных средств и других товаров стоимостью более 200 USD. В большинстве публикаций акцентируется внимание на отсутствии учета специфики различных рынков, на наличии противоречий с точки зрения действующего законодательства, на нечетком определении источников и объемов средств. Посмотрим на эту проблему глазами рынка, а именно "блошиного" рынка.

Итак, расчеты между покупателем и продавцом должны будут осуществляться путем зачисления средств на вкладные счета граждан, либо через кассовый аппарат, или напрямую на расчетный счет продавца -- индивидуального предпринимателя. Многие рынки техники, например, функционируют не только в закрытых помещениях, но и на открытом пространстве. Сразу возникает ряд интересных моментов.

Покупатель пришел на "развал", обратил внимание на интересующий предмет и решил его приобрести. Однако вместо моментального обмена товара на деньги он должен пойти в банк и перечислить на счет продавца определенную сумму. Исполненное платежное поручение, вернувшись, показать продавцу и через сутки, при подтверждении факта поступления денег, получить свой товар. Вероятнее всего, данная процедура будет отталкивать покупателя своей длительностью и параллельно возникновением ряда дополнительных трудностей. Он должен получить определенные гарантии от продавца, а тот -- от покупателя. Последний должен быть уверен, что товар не уйдет в другие руки, первый -- что покупатель не раздумает его приобрести. А ведь многие покупки совершаются спонтанно. Значит, правительство ограничивает количество покупателей у продавца, тем самым лишая его и себя дохода.

Поможет ли использование кассового суммирующего аппарата? В закрытом помещении -- да, а в случае рынка под открытым небом, тех же "Ждановичах", это пока нереально.

Возможно, тогда следует обратиться к кредитным деньгам, тем же чекам или векселям? Однако и здесь нас ждет ряд сложностей. Известно, что векселя и чеки имеют ограниченную сферу использования и в основном обращаются среди лиц, которые уверены в платежеспособности векселедателей и индоссантов. Кроме этого, существуют различные виды чеков и векселей. Данная форма платежа потребует от продавца не только дополнительных знаний и навыков, но и наличия определенного чутья по определению благонадежности и платежеспособности покупателей и их банков. Поэтому, скорее всего, продавцы техники как продавали, так и будут продавать, только площадь "тени" увеличится. А для инспекторов все товары будут иметь стоимость до 200 USD.

И все-таки в Министерстве по налогам и сборам продолжается обсуждение проекта по обязательному использованию кассового суммирующего аппарата на выставках и рынках. Возникает вопрос: зачем, например, продавцу шуб и кожаных изделий покупать данное счетное устройство, если предполагается безналичный порядок всех сделок на сумму свыше 200 USD, или, наоборот, зачем требовать у покупателей документы, подтверждающие факт перевода денежных средств на расчетный счет индивидуального предпринимателя (продавца), если фактом подтверждения осуществления продажи для контролирующих органов будут данные кассового суммирующего аппарата, а для продавца -- наличные деньги в кассе? Тогда стоит ли тратить бюджетные средства на разработку двух, по сути, одинаковых проектов в способе борьбы с отмыванием нелегальных доходов?

Возможно, данное нововведение не коснется продавцов компьютерной техники, поскольку они смогут показать продажу, например, компьютера (одного изделия) как продажу составляющих его отдельно взятых комплектующих.

Одним из вопросов, разрабатываемых в этот же период в правительстве, является вопрос, вызывающий перемены на табачном рынке страны. Предполагается, что в 2002 г. будут введены квоты на поставку сигарет, которые табачные компании обязаны будут выкупать. Определяется генеральный импортер, то есть происходит монополизация импорта сигарет. Возникают вопросы: каким образом будут определяться квоты, возможна ли переоценка размеров квот и что будет являться причиной и условием переоценки? Уже сейчас можно определенно говорить, что данное решение повлечет за собой рост контрабанды и увеличение теневой составляющей данного рынка.

Возможно, некоторые табачные компании решат ограничить свою деятельность в республике или полностью уйти с рынка.

Усиление нелегального фактора экономики крайне опасно. Невидимая экономика управляет реальной, а также правовыми и социальными процессами в стране. Более того, она в состоянии лоббировать свои интересы в правительстве, так как оперирует огромными суммами, не учитываемыми налоговыми, регистрационными и т.п. органами. Совершенствуется механизм "отмывания "грязных" денег", что приводит к слиянию их с легальными финансовыми потоками.

В настоящее время теневой оборот продолжает расширяться. Список теневиков-хозяйственников пополняют не только сугубо криминальные элементы, но и обыкновенные отечественные предприниматели, деятельность которых перестает быть эффективной при существующем налоговом законодательстве и постоянной смене правил экономической игры.

Необходимо, не откладывая, разработать механизм задействования "левых" в легальной экономике и вообще концепцию государственной политики по минимизации ее незаконного сектора.

Один из способов решения проблемы многие видят в легализации теневого капитала. Однако отдельные радикальные решения и энергичные действия по амнистированию теневых доходов могут быть негативно восприняты общественностью: как убедить ограбленных людей, что грабителей нужно простить, так как государство теряет большие деньги в виде недополученных налогов? Тем не менее убеждать нужно и саму идею возврата части сокрытых доходов упускать из вида нельзя.

Другое решение данной проблемы заключается, по мнению не менее многочисленного отряда аналитиков, в более широком спектре действий. Предлагается постоянно корректировать правовые условия деятельности предпринимателей; обеспечить действенные меры государственной защиты населения от финансовых мошенничеств, а также гарантии защищенности сбережений и капиталов; разработать и реализовать программы репатриации белорусских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс, четко определить критерии разграничения капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и отразить это разделение в новых экономико-правовых актах.

Думается, следует несколько изменить и направление контроля над средствами хозяйствующих субъектов. В настоящий момент налоговыми органами осуществляется контроль над доходами бизнесменов. Представляется, что более эффективным будет контроль, осуществляемый над их расходами. В этом случае налоговые органы, сопоставляя расходы с доходами, при выявлении нестыковки, а именно превышения первых над вторыми, будут требовать дополнительных документов, подтверждающих законность получения неуказанных средств. Тем самым сократится часть огромной работы, связанной с проверками хозяйственной деятельности предпринимателей.

Далее, поскольку налоги от теневой деятельности в государственный бюджет не вносятся, то возникает необходимость взимания повышенных налогов с "официально" функционирующих предприятий. Если пересчитать налоговые отчисления по отношению к валовому внутреннему продукту как открытой, так и теневой экономики, то их доля снизится с 46% до 30--35%. Данный размер налоговой нагрузки можно рассматривать в качестве приемлемой как для предприятий, так и для государственного бюджета в том случае, если налоги полностью платят все предприятия. Следовательно, одним из возможных методов легализации теневого сектора экономики может быть относительное снижение налоговой нагрузки с автоматическим ужесточением санкций за осуществление незаконной деятельности.

Повторимся: сокращение теневого рынка заключается не столько в увеличении давления на хозяйствующих субъектов путем усиления контроля, сколько в создании нормальных благоприятных условий для хозяйственной деятельности и развития рыночных отношений. А мощным фактором воздействия на теневого производителя является наличие конкуренции со стороны легального производителя. Надо отметить, что любые действия, тем или иным образом ограничивающие конкуренцию производителя, способствуют росту теневой деятельности.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by