Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Консультации
02.03.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК ВЫГНАТЬ КОНКУРЕНТА ИЗ КАТАЛОГА©

Случайно посетили магазин конкурентов, а там лежат каталоги продукции, практически полная копия наших. Этот каталог мы придумали сами. И продукция там нашего производства. Конкуренты просто украли тексты (даже слова не меняли) и поставили свои фото. Понимаем, что конкуренты могут вести себя и недобросовестно. Что делать в такой ситуации, можем ли мы как-то защитить себя и наказать их?

Случайно посетили магазин конкурентов, а там лежат каталоги продукции, практически полная копия наших. Этот каталог мы придумали сами. И продукция там нашего производства. Конкуренты просто украли тексты (даже слова не меняли) и поставили свои фото. Понимаем, что конкуренты могут вести себя и недобросовестно. Что делать в такой ситуации, можем ли мы как-то защитить себя и наказать их?

 

Чтобы исчерпывающим образом оценить ситуацию и сформулировать однозначные рекомендации, необходимо иметь больше информации о том, что из себя представляют указанные каталоги. Поэтому ответ на поставленный вопрос будет иметь в значительной степени схематический характер.

 

Как представляется, в рассматриваемой ситуации возможны два основания для предъявления претензий конкуренту.

 

Во-первых, претензия может быть основана на доказывании факта нарушения исключительного авторского права. Согласно ст. 6 Закона от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 262-З) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения. Приведенный в этой же статье перечень видов охраняемых произведений является открытым; при этом презентационные каталоги продукции не относятся к категории официальных документов, не признаваемых объектами авторского права. Поэтому если эти каталоги были результатом творческой деятельности, они являются объектами авторского права.

 

Законодательство об авторском праве традиционно не дает определения понятию «творческая деятельность». Это и неудивительно: невозможно исчерпывающим образом определить это понятие, основанное на понимании феномена человеческого сознания. Обобщение мнений, представленных в теории авторского права, позволяет определить творческую деятельность как самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме. При этом оценка творческого характера деятельности основывается на объективно существующей зависимости самостоятельного характера интеллектуального труда и являющегося следствием этого появления неповторимого (оригинального) произведения, по образному выражению теоретиков «несущего на себе отпечаток личности автора». А поскольку согласно п. 2 ст. 7 Закона № 262-З авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы и т.п., об оригинальности произведения судят не по идее, положенной в основу, а по форме выражения этой идеи. В случае возникновения сомнений в творческом характере объекта суд, рассматривающий спор, назначает специализированную экспертизу (литературоведческую, искусствоведческую и т.п.).

 

Отметим, что творчество в создании каталога может проявляться как в создании оригинального содержания (текстов, фотографий, рисунков и т.п.), оригинальном художественном оформлении обложки, а также в составительстве, т.е. оригинальном подборе и (или) расположении материалов, в т.ч. материалов, не являющихся объектами авторского права (выдержки из технических условий и т.п.).

 

Если каталоги продукции являются объектами авторского права, необходимо ответить на вопрос о том, кто является правообладателем. Если каталоги разрабатывались по заказу сторонней организацией (сторонним автором), основанием для организации быть обладателем исключительного авторского права на каталог своей продукции будет договор об уступке исключительного авторского права или лицензионный договор (в отношениях с автором — авторский договор). Если каталоги были созданы работниками предприятия, для которых это являлось обязанностью, обусловленной трудовым договором, то созданное произведение имеет статус служебного, и исключительное право на него в соответствии с п. 2 ст.17 Закона № 262-З с момента создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.

 

Исключительное право на произведение означает право его обладателя использовать произведение в любой форме и любым способом. Допускаемые случаи свободного использования охраняемых авторским правом произведений исчерпывающим образом перечислены в ст.ст. 32-37 Закона № 262-З. За пределами этих случаев несанкционированное правообладателем использование произведения является нарушением его исключительного права.

 

В рассматриваемой ситуации копирование, изготовление, а, возможно, и распространение конкурентом копий каталогов или отдельных их частей, охраняемых авторским правом, осуществленные без разрешения правообладателя, являются нарушением исключительного права. Обладатель исключительного права в соответствии с нормами ст.ст. 11 и 989 ГК, а также ст. 56 Закона № 262-З может требовать от нарушителя прекращения действий, нарушающих право, возмещения причиненных нарушением убытков, публикации о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежало нарушенное право. Экземпляры каталогов, изготовленных с нарушением авторского права, признаются контрафактными и подлежат конфискации по решению суда. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст.56 Закона № 262-З правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 до 50 000 базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

 

Споры, связанные с защитой исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, рассматривает Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

 

Кроме того, если компания, создавшая оригинальные каталоги, уверена в том, что конкурент изготовлением своих каталогов нарушил ее исключительное авторское право, она может ставить вопрос о привлечении должностных лиц конкурента к административной ответственности в соответствии со ст. 9.21 КоАП «Нарушение авторских, смежных и патентных прав».

 

Во-вторых, основанием претензии к конкуренту может быть факт недобросовестной конкуренции. Таковой в соответствии со ст. 1029 ГК, в частности, признаются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, ИП, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности. Копирование каталогов конкурента, на мой взгляд, относится к таким действиям, способствующим смешению в отношении предпринимательской деятельности, поскольку потребитель, ориентируясь на известный ему каталог, может в итоге приобрести товар у конкурента.

 

Также можно обратиться к нормам Закона от 10.12.1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 2034-XII), который в ст.142 уточняет, какие действия могут рассматриваться в качестве способных вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, называя, в т. ч., «… введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота». Данная норма сформулирована таким образом, что позволяет относить к недобросовестной конкуренции как незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности в самих товарах, так и их использование в процессе введения товаров в гражданский оборот. Ко второму случаю, на мой взгляд, и относится копирование каталога продукции конкурента, который способствует введению этой продукции в гражданский оборот.

 

В соответствии со ст. 1030 ГК лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия; лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать возмещения причиненных убытков.

 

Особенностью защиты интересов субъекта хозяйствования от недобросовестной конкуренции является возможность ее осуществления в административном порядке. Согласно ст. 16 Закона № 2034-XII антимонопольный орган, функции которого в настоящее время выполняет Департамент ценовой политики Минэкономики, вправе выносить предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате. Порядок вынесения предписаний определен в Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, утв. постановлением Минэкономики от 17.04.2006 № 60. За уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.11.24 КоАП.

 

Кроме того, защита от недобросовестной конкуренции возможна в судебном порядке путем обращения в хозяйственный суд.

 

Сергей ЛОСЕВ, кандидат юридических наук, доцент

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by