Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
24.02.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как восстановить синдицированное кредитование

Рынок синдицированного кредитования в Беларуси сократился вдвое в 2016 г. и, вероятно, еще сузится в текущем году из-за проблем с налогообложением и недооцененностью нашей страны рейтинговыми агентствами. К такому выводу пришли участники круглого стола на конференции Cbonds «Долговой рынок Республики Беларусь».

Как рассказал заместитель директора департамента инвестиций и цен­ных бумаг АСБ «Беларусбанк» Анд­рей Ханкевич, в прошлом году было совершено всего 9 сделок, в которых участвовали 7 банков-заемщиков, об­щая сумма привлечения составила 652 млн. EUR, 71 млн. USD и 7 млрд. RUB. Напомним, что в 2015 г. объем синдицированных кредитов белорусских заемщиков достиг 1,3 млрд. EUR и 107 млн. USD. Ресурсы были привлечены в рамках 18 сделок, их организаторы и ключевые участники – российские банки. Особенностью были короткие сроки привлечения (до 12 месяцев), оформлялись сделки с применением российского права.

Если в 2015 г. на рынке синдицированного кредитования еще были корпоративные участники, то в 2016 г. он был занят только банками. В про­шлом году впервые рынок был наполнен тремя валютами. «Беларусбанк» повторил свой опыт, совершив 2 сдел­ки. Они оказались крупнейшими на рынке, их общий объем превысил 150 млн. EUR. Сделки совершались на 6 месяцев и на 1 год. Их особенностью было участие сразу 17 банков.

По сравнению с 2015 г. наблюдалось снижение ставок, что позволило снизить стоимость кредитования крупных клиентов. Дебютантом на рынке выступил банк «Москва-Минск».

Банк Развития в прошлом году вел себя на рынке скромно, проведя всего 1 сделку на 50 млн. EUR, клубную, без широкой дистрибуции, на год. Взятый курс – удлинение сроков сделок, рассказал заместитель начальника управления международного бизнеса Банка Развития Александр Чурило.

Директор инвестиционного блока российского банка «Открытие» Марк Рубинштейн обратил внимание на то, что рынок синдицированного кредитования в СНГ растет, а в Беларуси – падает, в т.ч. поскольку потребность в синдицированном кредитовании снизилась. «Ставки снижались, падала премия за риск: суверенный и конкретных заемщиков. В большей степени это была премия за суверенный риск, после частичного снятия санкций риск-премии индивидуальных заемщиков остаются высокими, т.к. многие банки себя неправильно позиционируют», – отметил он.

Белорусские банки отличаются активностью в поисках кредиторов, но очевидно, что меняются потребности, аппетиты, ставки снижаются и традиционным участникам клубных займов нужно думать о дополнительных точках роста, отметила заместитель председателя правления «Транскапиталбанк» Елена Ширинская. По ее мнению, на рынок синдицированного кредитования постепенно будут выходить первые частные банковские институты, скорее всего, они будут претендовать на небольшие синдикации, возможно, с гарантиями от госбанков. Вероятно, точки роста найдутся в реальном секторе: инвесторы, которые давно работают с госбанками, потихоньку начинают взаимодействовать с промышленниками. Возможно, с госбанками стартуют прямые синдикации для успешных белорусских компаний.

«Политическая окраска белорусско-­российских отношений сказывается на нашем взаимодействии, сейчас мы видим напряжение и у рисковиков, и у аналитиков, акционеров российских бан­ков. Мы идем с новыми партнерами, и хотелось бы верить, что политическая ситуация разрулится и мы сможем развивать новые проекты. Мы потихоньку начали работать с реальным сектором, например, с БМЗ, который находится в непростой ситуации по показателю отношения чистого долга к EBITDA, но если есть гарантии госбанков, российского экспортного агентства, белорусского, то можно работать. Однако дол­жен быть соответствующий внутренний настрой у акционеров, аналитиков и руководителей банков, что нужно поработать с Беларусью, иначе ничего не получится», – предупредила банкир. Она также отметила, что, хотя Беларусь по-прежнему находится в 7-й группе страновых рисков по оценке ОЭСР, Центробанк России с 1 января 2016 г. заставляет все российские банки оценивать активы, размещенные в Беларуси, учитывая давление на капитал в размере 150%. Для сравнения: Иран с прошлого года – в 6-й группе риска, с оценкой «давление на капитал – 100%». Минфину и Нацбанку следует добиться от Центробанка РФ индивидуального подхода в этом вопросе.

Директор инвестиционного блока банка «Открытие» Марк Рубинштейн добавил, что сотрудничество российских банков с белорусским реальным сектором сегодня сдерживает отсутствие отчетности по МСФО, из-за чего анализ компаний затруднен: «Пока я не вижу активности со стороны белорусских компаний в этом вопросе. У кого дела похуже, не видят в себе сил и возможностей идти за клубными деньгами. Но через 2–3 года об этом можно будет говорить. Пока же «давление на капитал» давит и на инвесторов из небанковского сектора».

Проблемы, связанные с ценообразованием на белорусском рынке, предложил обсудить заместитель директора департамента инвестуслуг и андеррайтинга Связьбанка Алексей Васильев. Он отметил, в частности, что в нашей стране мало рыночных индикативов, на которые можно опереться при формировании цен конкретных сделок. Международные рейтинговые агент­ства недооценивают потенциал страны и завышают страновые риски. «Можно взять рейтинг Dagong и увидеть разницу в оценке кредитного качества стран. Удивляет сравнение Беларуси и Грузии, – отметил А. Васильев. – При том что Беларусь выигрышна с точки зрения промышленного и человеческого потенциала, банковского бизнеса, она недооценена в кредитном рейтинге. Пока не будет адекватного рейтингового уров­ня, невозможно определять ин­дикативы».

Сегодня идет процесс увеличения ставок, еврооблигации выросли и сложно сказать, что имеет решающий фактор: политическая риторика или проблемы в экономике.

Если последние 2 года российские банки увеличивали объем присутствия на белорусском рынке, то перспективы на текущий год туманны, в т.ч. по налоговым причинам. С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса был исключен подп. 4.3 п. 4 ст. 146, дававший льготу по налогу с доходов, получаемых ино­странными участниками в рамках син­дицированных кредитных договоров. От госорганов было получено разъяснение, что в 2016 г. можно было пользоваться льготой, предусмотренной ст. 146 НК, которая дает право льготного налогообложения для иностранных участников, включенных в международный справочник The Bankers Almanac. Но в текущем году подобной преференции нет.

«Отмена льготного налогообложения на процентные доходы иностранных организаций существенно влияет на эффективную ставку и на ставки кредитования в целом по синдикатам. У кредиторов сразу же забирают 10% доходов, полученных из источников в Беларуси, в обмен на возможность учитывать эти доходы в налоговой базе по налогу на прибыль в России. Но механизм взаимодействия внутри банковской стру­ктуры не прописан. Возникают сложности с формированием ставок по синдицированным кредитам. Этот во­прос нужно решить путем совместного обсуждения. Если в 2015 г. рынок оживился, то в текущий момент ставки перестали быть интересными. Объем работы будет снижен, если не смягчится политическая риторика и если не будет проработан понятный механизм формирования и учитывания в кредитной ставке сложностей с налогообложением. Сейчас российские кредиторы пред­лагают белорусским банкам брать на себя 10% налога», – прокомментировал А. Васильев.

Насколько это повлияет на процентную ставку? По мнению А. Ханкевича, на некоторые банки это окажет существенное влияние, те, кто работает с убытком, не смогут зачесть уплаченный налог. Для прибыльных банков это будет мало заметно. Единственная воз­можность избежать налогового риска – использование других механизмов, нежели синдицированный кредит, например, осуществление сделок РЕПО с ценными бумагами РБ, где понятно ценообразование и где действует льгота по налогообложению.

Директор «Альфа-банка» Алексей Чиркизьянов обратил внимание на то, что удержанный налог на доходы можно вернуть к зачету в России, но есть нюанс: подразделение банка, которое выдает деньги, устанавливает лимит, получает процентный доход за минусом 10%, а то, что зачитывается к налогу на прибыль, это уже к данному подразделению не имеет отношения. И если по факту для банка в целом результат – ноль, то для подразделения, которое кредитует, – это «минус 10%». Поэтому нежелание этот вопрос решать, отсутствие методологии может вести к выпадению банка из сделки, а учитывая, что рынок синдицированного кредитования в Беларуси достаточно узкий, это приведет к тому, что в сделке могут измениться условия и может подняться ставка для других участников рынка.

Возродить норму о том, что международные заимствования должны жить по ставке «ноль», предложил А. Чурило. «В прошлом году была замечательная ситуация – ставка ноль, мы могли работать с любыми партнерами. В этом году возникла норма с налогообложением и парадокс в том, что с Великобританией налогообложение – ноль, с Гонконгом – 5%, с РФ – 10%. Но российские кредиторы нас ценят выше, и ставки, которые нам предложили, удивили наших западных партнеров», – сказал он.

Почему же сегодня, когда санкции в отношении Беларуси сняли, инвесторы все еще не спешат в Беларусь?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений