$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК ВОССТАНОВИТЬ БАЛАНС

22.04.2011

По прогнозу МВФ, в Беларуси дефицит счета текущих операций в этом году ухудшится до 15,7% ВВП против 15,5% в 2010 г., а рост ВВП может составить 6,8%. Об этом говорится в апрельском докладе фонда World Economic Outlook. Остается понять, останется ли в этом году, как и в прошлом, источником экономического подъема высокий уровень расходов на потребление.

По мнению постоянного представителя МВФ в Беларуси Натальи КОЛЯДИНОЙ, рост белорусской экономики, наблюдавшийся в прошлом году, объясняется стимулированием внутреннего спроса, текущего потребления и инвестиций. Но чрезмерный рост потребительского кредитования, повышение зарплат снизили конкурентоспособность товаров и увеличили дефицит по счету текущих операций. Медленные структурные преобразования также ухудшают конкурентоспособность, замедлился рост производительности труда, инвестиции недостаточно эффективны.

По этим же причинам растет дефицит платежного баланса. Надежды правительства на отдачу инвестиций последних лет не оправдались, т.к. национальные производители не смогли адекватно сократить свои затраты по сравнению с зарубежными конкурентами. В этой ситуации применение набора макроэкономических инструментов позволяет в короткие сроки ослабить проблемы, стоящие перед страной. Прежде всего, по оценке Н.Колядиной, следует обратить внимание на ужесточение денежно-кредитной политики: перевести работу банков на рыночные принципы, сократить кредитование госпрограмм. Если денежно-кредитная политика останется слабой, то девальвация белорусского рубля не поможет, а лишь приведет к значительному росту инфляции, потребности в иностранной валюте и дальнейшему ослаблению рубля. В налогово-бюджетной политике, по мнению МВФ, нужно продолжить снижение налоговой нагрузки. Конечно, это потребует сокращения субсидий, но если такие меры будут реализованы, то ситуация улучшится. «Важно потребовать ограничения текущего потребления, импорта, это поможет откорректировать внешнеэкономическую позицию», — уверена представитель МВФ.

Однако макроэкономические инструменты не могут повысить конкурентоспособность отечественных товаров, которой измеряется реальный эффективный обменный курс. Решить проблему могут лишь структурные преобразования, способные привлечь прямые иностранные инвестиции и получить достаточный экономический рост в среднесрочной перспективе. Необходимо повысить конкурентную среду внутри страны, создать более гибкий рынок труда, усилить инвестиции, направленные на повышение производительности труда.

Успешная приватизация также способствовала бы достижению этих целей. «Мы исходим из того, что она должна вестись на конкурентной основе, профессионально и открыто, — отметила Н.Колядина. — Результаты приватизации нужны экономике уже сейчас. Та приватизация, которую мы наблюдали в течение последних двух лет, обусловлена желанием государства получить какие-то средства в иностранной валюте. И это может не привести к тем результатам, к которым мы стремимся. Поэтому мы предложили создать агентство по приватизации».

Н.Колядина напомнила об опыте выхода из кризиса стран с переходной экономикой. Восстановление их было медленным, помогла решительная внутренняя политика, значительная финансовая помощь из-за рубежа, самокорректирующийся характер внешнего дисбаланса. После кризиса приток капитала в страны с переходной экономикой ослаб, это сократило внутренний спрос и импорт. Меры внутренней политики также были нацелены на сокращение внутреннего спроса, что позволило скорректировать внешнеэкономическую позицию стран. До кризиса, в 2007 г. дефицит по счетам текущих операций в большинстве европейских стран был значителен. В 2009 г. ситуация изменилась: ряд стран сбалансировали счет по текущим операциям, а отдельные достигли профицита в финансировании платежного баланса.

Рост экспорта был особенно высоким в странах, где реальный обменный курс значительно ослаб в 2010 г. Например, на Латвии влияние кризиса сказалось сильнее всего, падение ВВП достигло 18%. Поскольку лат привязан к евро, то в номинальном выражении не было никакого ослабления, но произошло значительное сокращение зарплат, занятости, бюджетных расходов. Этим пришлось заплатить за коррекцию дисбалансов, которые существовали ранее. В странах, где валютный режим более свободный, национальные валюты несколько ослабли. Пример — Украина, которой удалось быстро вернуться к темпам экономического роста.

В целом из кризиса быстрее вышли страны, которые лучше адаптировались, поддерживали диверсифицированный экспорт.