$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КАК ВЕРНУТЬ БЛУДНУЮ ВАЛЮТУ©

02.11.2012

Реальное поступление валюты, по-видимому, сегодня важнее, чем формальный рост экспорта, сопровождаемый увеличением внешней дебиторской задолженности. Поэтому правительство намерено существенно ужесточить требования к обеспечению возврата валютной выручки в республику.

Внешняя дебиторская задолженность с начало года по 1 сентября выросла на 20,5%, а без учета авансов, выданных по внешнеторговым контрактам, связанным с долгосрочными инвестпроектами, и задолженности, взыскание которой является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства, — на 15,9%. К тому же динамика обязательной продажи валюты выглядит неутешительно (см. график). Неудивительно, что власти, озабоченные исправлением ситуации, намерены принять меры для сокращения сроков репатриации валютной выручки и увеличения денежной составляющей исполнения обязательств нерезидентами по внешнеторговым сделкам в условиях ухудшения ситуации на валютном рынке страны, уменьшения объема обязательной продажи валюты, сокращения золотовалютных резервов государства. Поэтому планируется сократить сроки завершения внешнеторговых операций при экспорте отечественной продукции и приостановить действие некоторых норм постановлений Совмина и Нацбанка от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» и от 6.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» (далее — постановления № 548/8 и № 898/10), предусматривающих завершение экспортных операций без поступления валютной выручки.

Напомним, что Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» установлены достаточно жесткие сроки завершения внешнеторговых операций: при экспорте — не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — 120) с даты отгрузки, при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. При этом Указом допускается ряд исключений, а Совмину и Нацбанку дано право в отдельных случаях устанавливать иные сроки, что и было сделано в их совместном постановлении от 5.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее — постановление № 1483/22).

Этим документом были установлены более длительные сроки завершения ряда внешнеторговых операций, в частности, при экспорте дорогостоящей (свыше 100 тыс. EUR в эквиваленте) автотракторной, сельскохозяйственной, карьерной, подземной, специальной техники и запчастей, необходимых для ее техобслуживания. Однако вскоре промышленное лобби смогло убедить правительство, что этого недостаточно. Поэтому постановлением Совмина и Нацбанка от 11.04.2012 № 327/8 (см. «ЭГ» № 32 от 27.04.2012) с 18 апреля т.г. были дифференцированы (в основном в сторону увеличения) сроки завершения экспорта дорогостоящей техники зависимости от стоимости за единицу, а также были существенно продлены сроки завершения некоторых других экспортных операций с целью увеличения конкурентоспособности реализуемой на внешних рынках продукции предприятиями Минпрома, имеющих за рубежом совместные предприятия и производства, а также некоторыми другими.

Оказалось, что все это было чересчур радикальным. Поэтому теперь предлагается уменьшить предельные сроки завершения внешнеторговых операций нерезидентами по договорам, предусматривающим поставку произведенной в Беларуси автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной, специальной техники, продукции военного назначения и необходимых для их техобслуживания запчастей:

– стоимостью свыше 100 000 EUR в эквиваленте — с 720 до 540 календарных дней с даты отгрузки товаров;

– стоимостью до 30 000 EUR в эквиваленте — со 180 до 150 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Для указанной продукции стоимостью от 30 000 EUR до 100 000 EUR в эквиваленте предельный срок завершения внешнеторговых операций планируется оставить прежним — 365 календарных дней с даты отгрузки. А для аналогичной продукции иностранного производства будут действовать общие сроки, установленные Указом № 178.

Также планируется распространить увеличенный срок завершения внешнеторговых операций по поставке машинокомплектов, моторокомплектов, тракторокомплектов, комбайнокомплектов и иных комплектующих изделий организованным за рубежом СП, сборочным производствам, запчастей региональным складам, организованным за рубежом, а также лифтов, лифтового оборудования и запчастей к ним (365 календарных дней с даты отгрузки), только на отечественную продукцию.

Кроме того, увеличенные сроки завершения внешнеторговых операций при выполнении подрядных и строительно-монтажных работ на территории иностранных государств (720 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) в пределах 10% от общей стоимости договора) хотят установить и для организаций, подчиненных Минстройархитектуры, Мингорисполкому и облисполкомам (сейчас они действуют только в системе Минэнергетики), поскольку это обусловлено спецификой оказания строительных услуг за рубежом, в соответствии с которой обязательным условием подряда по расчетам за выполненные работы является удержание 10% от стоимости выполненных СМР до момента подписания актов технической готовности объекта.

Предполагается также уточнить порядок применения некоторых увеличенных сроков завершения внешнеторговых операций при импорте товаров (работ, услуг) и технологического оборудования с учетом сроков изготовления, доставки в Беларусь и помещения под таможенные процедуры.

Правительство намерено приостановить на неопределенный срок действие некоторых норм постановлений № 548/8 и № 898/10, устанавливающих завершение экспортных операций без поступления валютной выручки, в т.ч. в случаях проведения безналичных расчетов на основе клиринга в соответствии с международными договорами РБ, бартера, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены, прекращения обязательств новацией. Так что увильнуть от перевода валюты в Беларусь с помощью различных зачетных и бартерных схем нашим экспортерам станет труднее. Помогут ли предлагаемые меры снизить размеры внешней дебиторской задолженности и увеличить поступление валюты в страну, станет ясно лишь после того, как проекты станут нормативными актами и наработается некоторая практика. Впрочем, если курс национальной валюты останется стабильным, девальвационные ожидания не оправдаются и «перегорят», у экспортеров исчезнут и стимулы не возвращать валюту в страну. Это поможет укреплению платежного баланса гораздо больше, чем очередная порция запретов и ограничений.

Дмитрий КОРШУНОВ