$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КАК УПОРЯДОЧИТЬ ПРОВЕРКИ

08.04.2011

Ужесточить административную ответственность за нарушение установленного порядка назначения проверки независимо от того, признана она незаконной или нет, призвали участники совместного заседания коллегий Генпрокуратуры и КГК, где обсуждались результаты работы контролирующих органов в 2010—2011 гг. и меры по повышению эффективности их деятельности в свете Директивы № 4.

На коллегии отмечено, что число проводимых в республике проверок значительно сократилось. В сравнении с 2007 и 2008 гг. количество субъектов, включенных в координационные планы на 2010 г., уменьшилось на 4,6 тыс. и 2 тыс. соответственно, а плановых проверок — более чем в 2 раза. На I полугодие запланировано проверить на 15,4% меньше субъектов хозяйствования, чем в январе– июне 2010 г. При этом совместные проверки составляют треть от общего количества. Значительно сократилась «проверочная нагрузка» на крупные производственные предприятия.

Вместе с тем отдельные надзорные органы сохраняют высокое число проверок. Так, в 2010 г. органами Минэнерго проведено 56 458 проверок (24% от общего количества проведенных в республике); Минздрава — 37 024 (16,2%); МЧС — 24 073 (10,5%). Всего это 51,3% от общего количества проведенных проверок. На долю налоговых органов приходится 19,4%.

Выявлен ряд существенных недостатков и нарушений как в организации и осуществлении контрольной (надзорной) деятельности, так и в профилактической работе. В частности, отдельные проверки назначались и проводились неуполномоченными органами и должностными лицами, без наличия оснований для их проведения. Проверялись субъекты, с момента создания которых прошло менее 2 лет, не соблюдались сроки уведомления о назначении плановой проверки, в отдельных случаях они проводились вообще без уведомления и предписания на их проведение. Ненадлежащим образом оформлялись предписания, сведения о проведении проверок не вносились в книги учета проверок либо вносились с нарушениями требований законодательства. Порой проверки приостанавливались и продлевались неуполномоченными должностными лицами. Не соблюдались требования законодательства при оформлении материалов проверок, не выносились решения по актам проверок и (или) предписания об устранении нарушений законодательства, не сообщалось в компетентные органы о признаках допущенных административных правонарушений. Нарушались сроки начала проведения проверки, указанные в предписании на ее проведение, не использовались контрольные списки вопросов (чек-листы) и т.д. Иногда проверки проводились органами, не имеющими на то полномочий. Выявлены факты несоблюдения требований законодательства при направлении уведомлений о внесении изменений в координационные планы.

В 2010 г. по данным нарушениям прокурорами внесено 1516 актов прокурорского надзора, к дисциплинарной ответственности привлечено 792 должностных лица, к административной — 59, отменено 376 незаконных актов. По материалам органов КГК за прошлый год и 2 месяца текущего года 9 проверок признаны незаконными. За нарушения порядка назначения и проведения проверок, формирования и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности в прошлом году к дисциплинарной ответственности привлечено 205 должностных лиц (из них 6 освобождены от занимаемых должностей), административной — 4, а в январе–феврале 2011 г. — 58 и 1 соответственно. При этом более 90% виновников — представители надзорных органов.

По итогам заседания КГК совместно с Генпрокуратурой при доработке проекта указа о внесении изменений и дополнений в Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» поручено, в частности, внести предложения об ужесточении административной ответственности за нарушение установленного порядка назначения проверок, а также о предоставлении КГК и комитетам госконтроля областей права исключать из координационных планов проверки, необоснованно включенные в них госорганами.