$

2.1336 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как удержать в «сетях» российский рынок?

26.06.2007

На этой неделе на традиционную «учебу» в Минск съезжаются белорусские дипломаты, представляющие нашу страну за рубежом. Следует ожидать, что основное внимание будет уделено экономическим вопросам — расширению экспорта товаров и услуг, укреплению позиций отечественных экспортеров за рубежом. Учитывая неприемлемую тенденцию роста отрицательного платежного баланса во внешней торговле, разговор ожидается непростой.

Сегодня о том, как белорусские экспортеры строят свои торгово-проводящие сети в России, мы попросили рассказать советника-посланника Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Валерия САДОХО.

- Валерий Евгеньевич, как вы оцениваете работу наших экспортеров на российском в рынке?

— В целом неплохо. Российская Федерация остается главным стратегическим партнером Республики Беларусь с долей товарооборота более 48%. По итогам 2006 г. рост белорусского экспорта в Россию составил около 20%. Важным результатом работы в 2006 г. следует считать преодоление негативных последствий перехода на взимание НДС во взаимной торговле по принципу страны назначения.

В текущем году показатели белорусского экспорта существенно улучшены. За январь-апрель 2007 г. рост экспорта составил 127,2%, импорта — 111,7%. Высокие показатели роста экспорта достигнуты в основном за счет увеличения объема поставок грузовых автомобилей (на 33,6%), тракторов (на 29,4%), продукции БМЗ (в 2,8 раза), сыра и творога (на 56,3%), запчастей для автомобилей и тракторов (на 21,2%), мебели (на 32,8%), шин (на 38,7%), трансформаторов (в 1,7 раза), двигателей внутреннего сгорания и дорожной техники (в 1,6 раза), сельхозтехники (в 1,5 раза), обоев (на 35,6%).

- Какую роль в продвижении экспорта играет создание товаропроводящех сетей?

— Два года назад правительство страны поставило задачу: разработать Концепцию развития торгово-проводящих сетей (ТПС) белорусских предприятий в Российской Федерации на 2006-2010 гг. и приступить к ее реализации. Сегодня, на мой взгляд, эта задача успешно выполняется.

Наиболее развитые ТПС в России удалось создать РУП «МАЗ», ПО «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», некоторыми другими предприятиями сельхозмашиностроения. Для продажи собственной продукции Министерство промышленности и подведомственные организации создают ТПС в виде совместных предприятий, дилерских структур, торговых домов и сервисных центров. К настоящему времени предприятия Минпрома создали в России около 600 дилерских структур, 15 торговых домов, 4 сборочных производств. Следует отметить, что объекты ТПС охватывают все регионы Российской Федерации. Это позволяет не только продавать технику, но и вести гарантийное и послегарантийное обслуживание, маркетинговые исследования, рекламные кампании в каждом конкретном регионе РФ.

Продукция автомобилестроительной отрасли Минпрома реализуется в России через 130 дилерских центров, 2 торговых дома. Кроме того, организована досборка автобусов марки «МАЗ» в Москве, Нижнем Новгороде и Самаре. Только РУП «МАЗ» представлен звеньями ТПС более чем в 30 городах РФ, которая состоит из 48 дилеров. Через дилерскую сеть идет в Россию более 90% всей продукции Минского автомобильного завода.

Дилеры РУП «МАЗ» совместно с российскими региональными транспортными организациями также обеспечивают обслуживание и ремонт белорусских автобусов. Их в 2005 г. было поставлено 320 единиц, в 2006-м — 544 ед., с начала текущего года — около ста. Следует отметить, что емкость российского рынка автобусов составляет примерно 14,5 тыс. единиц. Есть большой спрос и на троллейбусы.

ТПС белорусских предприятий сельхозмашиностроения в РФ включает более 200 дилерских центров, 5 торговых домов ПО «МТЗ», 2 представительства и 2 сборочных производства.

- Действительна ли информация, что наши холодильники и телевизоры уже не пользуются в России прежним спросом?

— Не совсем. Без сбоев работает ТПС, созданная ОАО «Атлант», телевизионными заводами ОАО ПО «Горизонт» и РУПП «Витязь». Стабильное присутствие на российском рынке обеспечивают несколько сотен дилерских компаний. Специфика ТПС по продажам и обслуживанию т.н. «белой» техники требует создания собственной сети из 300-400 дилерских центров. Пока это невозможно по финансовым причинам. Поэтому российские компании на договорной основе осуществляют продажу и сервисное обслуживание белорусских телевизоров и холодильников практически во всех крупных городах России. Несмотря на жесткую конкуренцию завод «Атлант» ежегодно наращивает продажи примерно на 10%.

С телевизорами сложнее. В связи с появлением новых поколений телеприемников с плазменными и жидкокристаллическими мониторами, нашим «витязям» и «горизонтам» все сложнее конкурировать на российском рынке. Следует отметить, что доля продаж кинескопных аппаратов в перспективе будет значительно уменьшаться. Однако пока уровень продаж белорусских телевизоров удается удерживать.

- Удалось ли создать ТПС в России производителям алкогольной продукции? Медали-то с российских выставок везут, а вот на ограничение возможностей продаваться — жалуются…

— Схема создания ТПС по продажам водки оказалась наиболее сложной. Лицензии на импорт могут получить только российские компании. Выкупленными в России акцизными знаками продукцию нужно маркировать в Беларуси, чтобы потом договариваться о ее реализации с российскими импортерами. Тем не менее в 2007 г. в Москве зарегистрирована белорусская компания «Белалко», которая запатентовала 40 наименований белорусской водки и приступила к ее продажам в российских регионах.

- То есть, без патента нашим производителям не нужно и мечтать о рынке Российской Федерации?

— Вопрос патентования торговых марок стоит очень остро, особенно в преддверии вступления России в ВТО. В мае т.г. в РФ принят закон о защите интеллектуальной собственности, введены довольно жесткие санкции за его нарушение. В связи с этим белорусским предприятиям-экспортерам необходимо в оперативном порядке пересматривать свое отношение к вопросу патентования выпускаемой продукции. Прежде чем показывать свою продукцию на выставках в России, необходимо проверить патентную чистоту, а лучше всего провести патентование на российском рынке той продукции, которую собираемся выпускать и продавать в России. Если же вывозить незапатентованную продукцию, то ее могут в лучшем случае не пропустить (при условии наличия патента в России, зарегистрированного российским субъектом). В худшем случае российский патентодержатель (патент может зарегистрировать даже физическое лицо) имеет право предъявить штрафные санкции.

- А как чувствуют себя на российском рынке предприятия белорусской легкой промышленности?

— Перед ними стоит задача как можно шире быть представленными в торговых сетях России, особенно крупных городов. В идеальном варианте — открывать свои магазины. В данном случае решается ряд задач: осуществляется контроль прибыльности экспорта, оперативно ведется подтверждение возврата НДС, упрощаются маркетинговые исследования. Сеть таких магазинов уже создана в Москве и других российских городах: «Белорусская обувь», «Милавица», «Белорусская мебель» и др. Для расширения сети магазинов требуются значительные финансовые средства и время. По этой причине нашим предприятиям стоит интегрироваться в крупные торговые сети Москвы и других городов. В первую очередь в такие, как «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор», «Седьмой континент», «Ашaн», «Метро» и др. К примеру, в РФ функционируют 22 крупных супермаркета «Метро» ( 9 — в Москве, 3 — в Санкт-Петербурге и 10 в других крупных городах). Для заключения контрактов на поставку одежды в сети «Метро» необходимо осуществить оплату т.н. вступительного взноса, примерно 10 тыс. USD. В этом случае можно осуществлять поставки товаров в Москву, а транспортно-экспедиционная компания «Метро» обеспечит им торговую сеть в российских регионах. К сожалению, в этой крупной торговой сети присутствует слишком малое количество белорусских товаров.

- Много говорится у нас об успехах экспортеров продуктов питания. Но, надо полагать, конкуренция и свои сложности существуют и на этом сегменте российского рынка.

— Ограниченные сроки хранения продовольственных товаров существенно усложняют их дистрибьюцию. Для этих целей необходимо располагать, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, оптово-распределительными складами, имеющими холодильное оборудование. Некоторые белорусские фирмы, например «Савушкин продукт», «Санта-Бремор», имеют оптово-распределительные склады (на условиях аренды), с которых идет доставка товаров в торговую сеть Москвы и других городов. Это сложная схема продвижения, однако заменить ее нечем. Чтобы ее усовершенствовать, нужно создать собственные оптово-распределительные центры. Для этого Правительство Республики Беларусь подписало соответствующее Соглашение с Правительством Москвы о выделении участка площадью более 13 га для строительства оптово-распределительного центра «Москва-Беларусь». Прорабатываются варианты появления оптово-распределительных центров в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске. Их строительство создаст основу для стабильно постоянного присутствия белорусских товаров на региональных российских рынках.

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях