Как ткань пробивает барьеры: — инвестиционные и экспортные стратегии «Моготекса»
ОАО «Моготекс» признано в текущем году лучшим экспортером Беларуси в номинации «Легкая промышленность». Предприятие из года в год ломает стереотипы о бесперспективности этой отрасли: уверенно удерживает свои позиции на традиционных рынках, осваивает новые и готовится реализовать масштабный проект по выпуску инновационной продукции. Почему компания не боится рисковать и не нуждается в создании холдинга, как выбирать партнеров и завоевывать рынки «дальней дуги», рассказывает генеральный директор Виктор МАТИЕВИЧ.
– Виктор Аркадьевич, согласно отчетности за 2016 г. ваше предприятие удвоило выручку и прибыль от реализации, но получило чистый убыток 2,6 млн. BYN. Почему?
– Влияние на результат оказали убытки от курсовых разниц, возникшие в прошлые годы. Поскольку законодательством их разрешено относить на будущие периоды, то часть была списана на финансовые результаты по итогам 2016 г. В текущем году мы должны иметь рентабельность не менее 5%, прибыль планируем получить порядка 5 млн. BYN.
– Судя по балансу, у вас резко вырос уставный фонд. С чем это связано?
– У предприятия существенно выросла стоимость активов. В то же время у ряда компаний есть интерес к приобретению акций «Моготекса». Естественно, мы хотим, чтобы их выкупали по реальной стоимости, а не по номиналу, который был установлен давно. Поэтому произведено увеличение номинальной стоимости акций за счет фонда переоценки.
– А с какими инвесторами вы ведете переговоры?
– Это компании разных направлений из дальнего зарубежья и из России, которым интересен «Моготекс» для развития бизнеса в легкой промышленности. Основной подход при выборе партнера – стратегическое видение предприятия в будущем. Какой пакет будет продан – блокирующий или контрольный, решает государство. Мы открыты к диалогу. Если партнер готов развивать ассортимент, развивать стратегически компанию, то альянс возможен. Переговоры – непростой процесс. Трудно сказать, завершится ли он до конца года. Мы понимаем, что легкая промышленность не такой уж доходный бизнес. Но она в нашей стране вызывает сегодня большой интерес. Это связано с подорожанием изделий, производимых в Юго-Восточной Азии. Поэтому европейские компании нами интересуются, и концерн «Беллегпром» ведет переговоры не только по «Моготексу», но и по ряду других предприятий.
– Проект «Моготекса» включен в Государственную инновационную программу на 2016–2020 гг. Каких ресурсов потребует его реализация?
– Объем финансирования проекта составляет 76 млн. BYN, половина из них – собственные средства предприятия и заемные ресурсы. Так что мы вместе с государством вкладываемся в финансирование государственной инновационной программы.
– Многие ваши коллеги опасаются долгосрочных инвестиций из-за рисков, в т.ч. валютных. Как вы надеетесь от них защититься?
– У нас валютные риски минимизированы экспортными планами. Техническое переоснащение позволит как минимум в 6 раз увеличить поставки на рынки вне ЕАЭС, т.е. довести до 25% долю экспорта в страны со стабильной валютой. Окупаемость проекта чуть больше 7 лет, это достаточно оперативно, и, думаю, у нас все просчитано.
– Но наращивание экспорта тоже связано с определенными рисками?
– Они есть, но, на наш взгляд, меньше, чем на тех рынках, на которых мы работаем сегодня. Есть выстроенная схема поставок на европейский рынок, в страны Латинской Америки, США. Когда входишь в эту систему, то можно прогнозировать деятельность на длительный период, и это важно. Например, работа с компанией ИКЕА распланирована на несколько лет вперед.
– Вы упомянули США. Полагаете, что сможете занять место на текстильном рынке этой страны?
– Американский рынок очень перспективный, емкий и прозрачный. Нужно лишь предложить на нем конкурентный продукт. Мы посещаем выставки, обсуждаем с местными юристами тонкости входа. Участие в инновационной программе потому так важно для нас, что мы сможем удовлетворить потребности зарубежных рынков, в т.ч. США. А то бывает, приходит покупатель, показывает, что хочет делать, а ты извиняешься: или нет оборудования, или ты можешь выпускать только небольшие партии, которые его не устраивают. Для нас важна была подготовительная работа с точки зрения ассортимента. Думаю, начнем достаточно масштабно с конца этого года работу по американскому рынку. Предполагается, что первые поставки начнутся во второй половине следующего года. Чтобы поставлять продукцию в США, нужно множество сертификатов и подтверждений. Этим мы сегодня и занимаемся, помимо подготовки ассортимента, который сможем предложить на этом рынке.
– Но барьеры есть не только в США, но и ближе. Приходится ли вам сталкиваться с ограничением доступа на российский рынок? Как вы справляетесь?
– Различными методами, начиная от контактов с нашими потребителями и заканчивая поддержкой правительства нашей страны. Мы считаем, что у производителей должен быть равный доступ на законных основаниях, важны юридически правильные движения и поддержка правительства, чтобы не допускать введения дополнительных ограничений. Действительно, случается, что предприятия легкой промышленности пытаются не допустить к закупкам для госкорпораций или военного заказа. И чтобы не вышел ограничивающий правительственный документ, мы напоминаем, что находимся и в союзном государстве, и в ЕАЭС. Бывает, какой-нибудь чиновник пишет бумагу: «рекомендую закупать только российское». Такие конфликты случались и в этом году.
– Какие тенденции спроса позволяют вам занимать новые рыночные ниши?
– Тенденция пошива специальной одежды для нефтегазового комплекса идет в другие виды тканей. Естественно, для нас важно наличие партнеров, работающих в этом сегменте, – поставщиков для нефтегазовых компаний. Вместе с ними мы создаем новую продукцию. Впрочем, хорошие партнеры нужны везде – как в России, так и в Америке или Европе. Чтобы выйти на местный рынок, нужно понимать психологию потребителя, особенности его поведения. Находить таких партнеров у нас получается. Кроме того, мы увеличиваем швейные мощности, чтобы иметь возможность предлагать продукцию для разных сегментов. Это позволяет выходить за рамки технической и военной одежды и осваивать бытовой ассортимент.
– Благодаря присоединению швейных производств у «Моготекса» имеется уже 5 производственных площадок. Не собираетесь зарегистрироваться как холдинг?
– А смысл? Если почитать законодательство о холдингах, становится очевидным, что никакой экономической выгоды в них нет. Да, рассматривались перспективы создания холдинга с рядом предприятий текстильной отрасли, с сырьевиками, производителями химволокон. Но сегодня форма холдинга не дает никаких преференций и преимуществ. Поэтому сейчас мы не видим в этом необходимости.
– Когда-то много говорилось о возможности партнерства с фабрикой «Веснянка». Почему оно не состоялось?
– Все, что мог сделать «Моготекс», мы предлагали. Вплоть до того, чтобы перевезти к себе на предприятие швей, рабочий персонал, технологов и т.д. Но препятствие было гораздо серьезнее – задолженность, нежелание трудового коллектива, который является собственником, и еще одного акционера. Так что это была комплексная проблема. Мы готовы были взять на себя ее решение на 35–40%. Остальное, по нашему мнению, – это решение акционеров, но они с нами не согласились и проголосовали против присоединения к «Моготексу». Это их право. У нас достаточно других задач и планов, которые будут воплощаться в жизнь.