$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК ТЕПЕРЬ ПОЛОЖЕНО

11.06.2010

Совмин постановлением от 4.06.2010 № 865 утвердил Положение о лизинге. Оно заменит аналогичный документ, утвержденный более 12 лет назад постановлением правительства от 31.12.1997 № 1769.

Положением регулируются общие экономические и правовые условия и порядок осуществления деятельности по заключению, исполнению, прекращению действия договоров финансовой аренды (лизинга). В документе имеется ряд существенных отличий от предыдущего.

Так, существенно изменился перечень терминов и определений: расшифровка понятий, которые можно найти в главе 34 Гражданского кодекса или вытекают из ее норм (в т.ч. субъектов лизинга), а также отношения, описанные в ГК (в т.ч. вопрос улучшений), в Положении не приводятся. «Объект» лизинга стал «предметом» — как и в ст.637 ГК. Упомянуто понятие возвратного лизинга — когда лизингополучатель выступает одновременно в пределах одного договора в качестве продавца имущества, передаваемого в лизинг. Гораздо подробнее, чем раньше, описан порядок реализации договоров сублизинга и связанных с ним отношений.

В п.2 старого Положения были перечислены условия договора лизинга — 10, которые по сути являлись обязательными, и еще пять, которые могли включаться по соглашению сторон. Теперь же установлен перечень из 6 существенных условий такого договора. Кроме того, указано, что дополнительным существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества для передачи в лизинг является указание на то, что оно приобретается именно для этой цели.

Особо выделены вопросы распределения рисков, связанных с передачей и владением предмета лизинга, возможности его залога.

В Положении № 1769 определялся состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю, и его вознаграждения. При этом все текущие расходы лизингодателя, не включенные в состав инвестиционных, должны были возмещаться за счет его дохода. Теперь же в Положении № 865 дается состав лизинговых платежей, включающих вознаграждение (доход) лизингодателя, а также возмещение его расходов по приобретению предмета лизинга и ряд других по весьма подробному перечню. Все эти платежи являются расходами лизингополучателя, связанными с производством и (или) реализацией продукции.

Установлено, что аванс, уплачиваемый лизингополучателем до начала срока лизинга засчитывается в счет уплаты будущих платежей по договору и не должен превышать 40% контрактной стоимости предмета лизинга с учетом НДС.

Весьма интересен п.13, согласно которому передача лизингодателем лизингополучателю предмета лизинга в лизинг оформляется актом приемки-передачи имущества, а в собственность — актом передачи прав собственности на предмет лизинга. Таким образом, можно предположить, что лизинговые компании смогут не утруждать себя оформлением накладных при отгрузке предмета лизинга. А лизингополучателям потребуются дополнительные разъяснения, чтобы на основании таких актов приходовать полученные активы и принимать к вычету НДС.

В Положении № 1769 вопросы бухучета при лизинге были отданы на усмотрение Минфина. Теперь же Положение № 865 предписывает, что предмет лизинга в течение срока лизинга состоит на бухучете как у лизингодателя, так и у лизингополучателя (исключение может быть установлено законодательством для банков), а по договорам международного лизинга — в обязательном порядке на бухучете у лизингодателя. Остается ждать, когда Минфин, Минэкономики и МНС подготовят соответствующие изменения в свои нормативные акты и увяжут новые требования с попытками сближения отечественного бухучета с МСФО...

Леонид ФРИДКИН