$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Как ставка убивает рекламу

01.12.2016

Ассоциация рекламных организаций (АРО) обратилась в Мингорисполком, Министерство экономики и Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси с предложением пересмотреть стоимость аренды городского рекламного пространства.

С увеличением с 1 января т.г. базовой величины более чем на 15%, автоматически выросли привязанные к ней тарифы на размещение наружной рекламы. Но в прошлом году, ставшим серьезным испытанием для отечественной экономики, занятость рекламных площадей по республике и так сократилась на 55–60%. Поэтому-то рост арендных ставок поставил предприятия, занимающиеся наружной рекламой, на грань выживания.

По словам руководителя Ассоциации Игоря Самкина, это второе обращение за год. Первое так и осталось без внимания и ответа. Между тем, если в начале года можно было только делать прогнозы о состоянии рынка наружной рекламы, то теперь АРО способна предоставить предварительные итоги. И они не радуют, – отмечает И. Самкин.

По данным АРО, за 11 месяцев т.г. занятость крупноформатных рекламных конструкций (3 х 6 м и более) упала более чем на 40% по сравнению с 2015 годом и составляет около 35%, конструкций небольшого формата (сити-формат, лайтбоксы и т.п.), – сократилась более чем на ¼ до занятости 45%. Занятость рекламных конструкций на путепроводах рухнула на 60% до 15%, а рекламных плоскостей на остановках общественного транспорта – вдвое: почти до 25%. Такой спад ярко иллюстрирует повсеместное замещение коммерческой наружной рекламы социальными проектами, которое временами составлял до 90%!

Еще в январе АРО обращала внимание руководства города, что рост стоимости аренды отразится, в том числе, на белорусских производителях, а также ощутимо снизит поступление средств в местный бюджет. «Рекламный бюджет является некоей константой, на изменение которой не влияет повышение стоимости размещения рекламы на том или ином сегменте рекламного рынка, – говорилось в письме Ассоциации. – Условно, если до повышения стоимости размещения рекламодатель мог рассчитывать на 100 конструкций, то увеличение стоимости соразмерно уменьшит количество рекламных плоскостей, но не увеличит сумму рекламного бюджета рекламодателя».

По оценкам экспертов, если в прошлом году поступления в местный бюджет от операторов наружной рекламы составляли более 30 млрд. Br (до деноминации), то в текущем году они снизятся на 35–40% из-за падения занятости рекламных конструкций. В то же время, если в 2014–2015 гг. частные инвестиции в развитие инфраструктуры наружной рекламы в Минске составляли 8–10 млн. USD, то в уходящем году они близки к нулю.

По мнению членов Ассоциации, такие цифры позволяют наглядно оценить последствия и упущенные возможности от игнорирования предложений участников рекламного рынка. Дальнейший отказ от ценовой либерализации тарифов, по словам экспертов АРО, может привести к губительным последствиям. Объемы продаж товаров и услуг, а также занятость рекламных конструкций серьезно сократятся.

Ассоциация призывает городские власти к диалогу, который способствовал бы выработке решений с учетом интересов всех участников рынка наружной рекламы, тем более, что их проблемы не ограничиваются стоимостью аренды.

«Принято считать, что наличие, объем и качество наружной рекламы в городах обычно отражают состояние здоровья экономики страны. Это действительно так, – говорит И. Самкин. – Мы бы хотели, чтобы наши рекламные конструкции не только декларировали, что «Мы любим Беларусь», а демонстрировали достижения и возможности предприятий страны, что они и призваны делать».

Напомним, с 1 января базовая величина в республике вырастет еще на 9,5%. Соответственно, увеличится и стоимость аренды рекламных площадей.